Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2» города Сарова «ПРИНЯТО» Педагогический совет протокол № 1 от 31.08.2023 «УТВЕРЖДЕНО» приказ от 31.08.2023 № 237 /п Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ПрофНавигатор» Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего общего образования на основе Профориентационной программы для школьников «ТаланТы будущего» (автор-составитель Е.Ю. Пряжникова, научный руководитель Лаборатории профессиональной ориентации «ТаланТы будущего» Финансового университета при правительстве РФ, 2020 г.). Срок реализации: 1 год Возраст: 11-18 лет Количество часов - 34 часа Направленность – социально- гуманитарная Разработчик: Ожиганова Наталья Ильинична, педагог-психолог высшей категории Электронный документ. Оригинал хранится в МБОУ Гимназии № 2 Саров 2023 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы. Отличительная черта современного мира – стремительные перемены. Изменение миссии человека в обществе диктует новые требования к образованию. Разнообразие заказчиков на рынке образовательных услуг порождает вариативность запросов. Именно поэтому центральная задача модернизации российского образования заключается в том, чтобы повысить его качество, выстроить эффективную образовательную систему, которая будет отвечать запросам общества и государства, потребностям личности обучающегося. При этом запрос касается в первую очередь новых универсальных способностей личности и определенных поведенческих моделей. Исследования потребностей образовательной системы позволяет выявить противоречия образовательной системы: между компетентностью выпускника и требованиями рынка; между потребностями заказчиков к качеству образования выпускника и возможностями большинства образовательных учреждений соответствовать этим потребностям; между требованиями развивающегося общества к личности и слабой адаптацией выпускника в социуме; между необходимостью работать в условиях компетентностного обучения и недостаточной подготовкой педагогов работать в этих условиях; между требованиями образовательного стандарта, а также содержанием образовательных программ и ключевыми компетентностями школьника; между возможностями экономического развития образовательного учреждения и консерватизмом социальной среды; между выбором выпускником дальнейшего жизненного пути и реальной возможностью дальнейшей профессиональной карьеры и обучения в вузе и другие. Одна из наиболее острых проблем для подростков — это трудность в выборе профессии. В старшей школе в период подготовки к выпускным экзаменам неопределенность относительно будущей профессии увеличивает стресс у 2 подростков, а в дальнейшем приводит к снижению у них учебной и трудовой мотивации, профессиональной некомпетентности и нереализованности. По данным Росстата, более 60% россиян работают не по специальности, 71% не довольны зарплатой и 45% не испытывают морального удовлетворения от работы, а деньги и время на освоение «нелюбимой профессии» безвозвратно потеряны. В быстро меняющемся мире уже не существует единственно верного ответа на вопрос «Кем быть?». И в ходе жизненного пути сегодняшним подросткам предстоит поменять не одну профессию. Таким образом, навык самостоятельного выстраивания личной траектории становится критически необходимым. Целью федерального национального проекта «Образование» подпроекта «Успех каждого ребенка» является обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей. Особое внимание уделено предоставлению равного доступа детей к интересным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и концентрации на ранней профориентации с последующим построением индивидуальной образовательной траектории в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями, что особенно важно для подготовки ребенка к успешной самореализации в быстроменяющихся условиях современности. За последние пять лет тема профориентации поднялась на государственный уровень и шагнула далеко за рамки школьного образования. Проекты стали федеральными и «надшкольными», и каждая школа может к такому проекту присоединиться. Участие в данных проектах: интересно для подростков, т.к. соответствует возрастным задачам данного 3 возраста – стремление к самоидентификации, личностное и профессиональное самоопределение; удобно, т.к. участие в мероприятиях проектов возможно в удобное для учащихся время; зачастую дает лучшие результаты, чем выстраивание профориентационной среды в каждой отдельной школе. Перечислим профориентационные проекты, заложенные в программу занятий «ПрофНавигатор», в которых учащиеся разных классов могут участвовать индивидуально или от школы. 1. ПроеКТОриЯ - профориентационный проект, где представлены описания множества современных профессий и отраслей, «Примерочная профессий», совместно с Министерством просвещения РФ организуются и освещаются профориентационные онлайн-мероприятия, проводится цикл Всероссийских открытых уроков с ведущими спикерами в области профориентации молодежи, рассказывается о новых технологиях и современных профессиях. 2. Проект «Билет в будущее» реализуется по поручению Президента РФ В. В. Путина и входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование». Участие происходит за счет государственной субсидии, поэтому бесплатно для детей и родителей. «Билет в будущее» — профориентационный проект для школьников 6-11 классов, главная задача которого — научить подростков осознанно принимать решения и помочь каждому в выборе будущей профессии и образования. 3. Школа реальных дел - это конкурс проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей. Каждая команда выбирает кейс и получает наставника 4. Проект «Шоу профессий» – проект ранней профессиональной ориентации школьников. Главные цели проекта, запущенного в 2020 году, рассказать о востребованных рабочих профессиях современно, наглядно, интересно, и дать учащимся средних и старших классов ответ на вопрос «Кем стать?» и «Куда пойти учиться?». 5. Большая перемена - развивающий проект для школьников, педагогов и 4 школ, который помогает подростку раскрыть свои способности и поработать в профессиях. 6. Всероссийская профориентационная онлайн-игра «Траектория» направлена на содействие формированию осознанного выбора направления подготовки и, как следствие, осознанного выбора профессий у обучающихся. Целевая аудитория - обучающиеся 11-х классов. Площадкой проведения онлайнигры является сайт, размещенный по IP адресу: https://traektoriya.unn.ru/. 7. Профориентатор – бесплатные тесты на профориентацию для разных возрастов, которые регулярно обновляются. 8. Муниципальный проект «Профтренд», ориентированный на проведение профессиональных проб и практик учащихся разного возраста в различных сферах деятельности в рамках г. Саров при поддержке РФЯЦ ВНИИЭФ. Программа курса «ПрофНавигатор» позволяет осуществлять сопровождение школьников в участии в вышеперечисленных и других проектах посредством: осуществления просветительской и информационной работы по вопросам профориентации; организации участия школьников в профориентационных проектах; консультативной помощи учащимся и их родителям по результатам профориентационного тестирования школьников; помощи школьникам в построении индивидуальной личностной, образовательной и профессиональной траектории. Основные задачи и ведущие средства сопровождения профессионального самоопределения школьников (по ступеням образования) Ступень образования Основное общее образование (57 кл.) Задачи Средства формирование готовности саморазвитию самоопределению; формирование успешного опыта создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности. к и 5 использование профориентационного потенциала различных учебных предметов (установление и реализации взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой); родительские мастер-классы по профессиям; система ориентационных проектов, реализуемых во внеклассной деятельности; Основное общее образование (89 кл.) экскурсии на предприятия; творческие конкурсы профессиональнопрактической направленности; работа обучающегося с личным предпрофессионально-образовательным портфолио. определение образовательных и профессиональных интересов и мотивов; использование профориентационного потенциала различных учебных предметов; формирование учащимися собственной жизненной позиции на этапе первичного профессионального выбора и проектирования успешной карьеры; знакомство с перечнями профессий, специальностей и направлений, по которым осуществляется подготовка в системе профессионального и высшего образования; формирование умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами; обсуждение потребительских профилей интересующих профессий; система предпрофильных элективных мини-курсов профессиональной направленности и профессиональных проб; информационная работа с семьями, включая составление образовательной карты города; специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, профессиональное и образовательное консультирование, профориентационные тренинги, тематические конференции и телеконференции); знакомство с опытом успешных профессионалов в различных отраслях (мастер-классы, экскурсии на предприятия, встречи, беседы); творческие проекты и конкурсы профессионально-практической направленности; летние профориентационные лагеря (смены); работа обучающегося с личным предпрофессионально-образовательным портфолио. использование профориентационного потенциала профильных учебных предметов; система профильных элективных курсов и профессиональных проб; Среднее (полное) общее образование (10-11 кл) построение учащимися личной профессиональной перспективы (включая альтернативные варианты построения образовательной и профессиональной траектории); подготовка к обучению по индивидуальным учебным планам в старшей школе. уточнение профильного выбора в условиях обучения по индивидуальному учебному плану; проектирование послешкольного образовательно- 6 профессионального маршрута; знакомство со специфическими особенностями конкретных выбираемых специальностей и направлений подготовки; профессиональные пробы; формирование ценности самообразования и саморазвития. специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, профессиональное и образовательное консультирование, профориентационные тренинги, тематические конференции и телеконференции); проектно-исследовательская деятельность учащихся (включая исследование мира профессиональной деятельности). знакомство с опытом успешных профессионалов в различных отраслях (мастер-классы, экскурсии на предприятия, встречи, беседы, лекции, реализация проектов под руководством профессионалов); творческие конкурсы практической направленности; летние профориентационные лагеря (смены); работа обучающегося с личным предпрофессионально-образовательным портфолио. Направления профориентационной работы с обучающимися Информационное сопровождение профориентации Практикоориентированное обучение Психологопедагогическое сопровождение Профессиональны е пробы, социальные практики Реализация Профминимума с 01.09.2023. Уровень – основной Урочная деятельность (в уроках общеобразовательного цикла становятся обязательными модули, посвященные значимости учебного предмета для профессиональной деятельности) Внеурочная деятельность (КВД «Россия – мои горизонты») Практико-ориентированный модуль Дополнительное образование Взаимодействие с родителями занятия по ДООП «ПрофНавигатор»; профориентационная направленность образовательных программ; классные часы (беседы, экскурсии, встречи с профессионалами); проектная деятельность, направленная на планирование профессиональной карьеры; занятия по ДООП «ПрофНавигатор»; классные часы (беседы, экскурсии, встречи с профессионалами); элективные курсы; кружки в рамках дополнительного образования. профориентационные занятия в рамках дополнительного образования; встречи с работодателями; 7 консультации: индивидуальные, групповые, онлайн; индивидуальный учебный проект учащихся старшей школы, как осуществление профессионально й пробы; профессиональны е пробы (в рамках кружков дополнительного образования); Дни открытых дверей в ВУЗах. психологические тренинги; психологическое тестирование по профориентации (в том числе федеральный проект «Билет в будущее») социальные практики; профессиональны е пробы; участие в профильных олимпиадах, научнопрактических конференциях. 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Цель программы: повышение психологическое и социальной компетентности школьников в ситуации профессионального выбора. Задачи программы: 1. Формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий, участия в проектах и конкурсах профессиональных стратегий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессий. 2. Обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию. 3. Формирование мотивов саморазвития, личностного роста. 4. Формирование у школьников навыков личностного и профессионального самоопределения, построения карьеры с учетом индивидуальных возможностей в современном социально-экономическом пространстве и современных социально-экономических условиях. Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В основу программы положена Профориентационная программа для школьников «ТаланТы будущего» (автор-составитель Е.Ю. Пряжникова, научный руководитель Лаборатории профессиональной ориентации «ТаланТы будущего» Финансового университета при правительстве РФ, 2020 г.). Форма организации образовательного процесса – групповая (дистанционая). 8 Срок реализации Программы – 1 год. Объем Программы рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся с периодичностью 1 раз в неделю в каждой возрастной группе, продолжительность занятий – 45 минут. Возраст детей - 11-18 лет (5 – 11 классы). Программа составлена с учетом возраста учащихся, и с учетом возможности реализации курса в дистанционном режиме работы. Данная программа опирается на следующие принципы: 1. Принцип сознательности в выборе профессии. 2. Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества. 3. Принцип активности: человек сам активно выбирает профессию. 4. Принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности. 5. Подростки склонны к частой смене интересов, поэтому Программа основывается на динамическом принципе, т. е. проводится в течение 8 и 9 классов с целью первичного личностного и профессионального самооопределения учащихся, предоставления им возможности совершения первых профессиональных проб и практик, а затем имеет продолжение в 10-11 классах с целью предоставления возможности коррекции и реализации индивидуальной образовательной программы и совершения деятельности по собственному замыслу. 6. Основным базовым действием Программы является проектирование, поскольку именно оно представляет собой деятельность, направленную на осмысление будущего. 7. Важным принципом в структуре Программы выступает организация условий для целеполагания и рефлексии каждого этапа. Коучинговый подход проведения образовательных сессий, позволяют ученикам перестать быть пассивными участниками образовательного процесса и перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к лично значимой. Суть данного подхода состоит в актуализации внутренних ресурсов и субъектной 9 позиции личности, отвечает принципам личностно-ориентированного, персонифицированного обучения и воспитания, и в полной мере соответствует требованиям образовательных стандартов нового поколения. 8. Концепция курса сформировалась на основе представлений о том, что главным действующим лицом, творцом своей собственной жизни является сам человек. Принцип опоры на самодиагностику исходит из представлений, что каждый человек знает о себе больше, чем окружающие его люди, нужно только помочь ему открыть в себе это знание. 9. Другой важный принцип – человек всегда прав в собственном представлении о себе, поэтому он будет удовлетворен своим выбором только тогда, когда этот выбор не противоречит его представлениям о своей успешности. Поскольку выбор профессии – один из важнейших жизненных выборов, которые делает человек, мы считаем, что подход к профессиональной ориентации с тьюторских позиций сегодня наиболее оптимальный и открывает перспективы для профессионального становления молодёжи. Коучинг - тип индивидуально-личностного сопровождения и поддержки, при котором педагог (коуч, партнер, тьютор, фасилитатор), не дает указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. Используя «сильные вопросы», педагог-коуч в совместной с ребёнком интенсивной работе подводит его к тому, чтобы он сам нашёл ответы и принял на себя ответственность за принятые решения, направляет на будущее, а не на прошлое, на поиск решений, а не на застревание на проблемах, помогает убедиться в том, что человек действительно реализовывает свой жизненный потенциал. Субъектность, как самостоятельное начало обучающихся, в процессах саморазвития, индивидуальной и совместной деятельности формируется при применении в процессе индивидуальных и групповых коуч-сессий специальных коучинговых техник, обеспечивающих визуализацию целей, ценностей, рефлексии удовлетворённости своим состоянием и достижениями, создавая тем самым системную ясность собственных целей. 10. Принцип проявления субъектности возможность учащихся в выборе: - профессиональных проб и практик; 10 учащихся реализуется через - мастер-классов профессионалов-практиков в различных предметных областях; - конкурсов профессиональных стратегий (муниципальный проект «Профтренд», региональный конкурс «Моя профессиональная карьера» и др.); - форм предъявления результата деятельности. Ключевые особенности программы: обеспечение доступности профориентационных услуг для разных категорий школьников с учетом индивидуальных потребностей и запросов общества; реализация механизмов системного вовлечения социальных партнеров в выполнение профориентационной программы школьников; наличие обязательного и дополнительного компонентов; вариативность реализации программы; сопровождение школьников в участии в профориентационных проектах и конкурсах различного уровня; обеспечение непрерывной поддержки личностного и профессионального самоопределения школьников; обеспечение характера и принципов преемственности профессиональной ориентации школьников в целях создания условий для непрерывной поддержки личностного и профессионального самоопределения. Программа курса основывается на возможности совершенствовать средствами профориентации каждый компонент структуры продуктивного опыта подростков: информационный компонент («Я знаю»). Знания о собственных личностных качествах и индивидуальных особенностях расширяются на каждом занятии. С учетом профориентационной направленности курса обогащаются представления школьников о труде людей, мире профессий и значении труда в жизни человека. мотивационно-потребностный компонент («Я хочу»). Данный компонент предусматривает формирование положительного отношения к учебе и совместному творчеству. 11 целеполагающий компонент («Я планирую»). Формирование у школьников понимания необходимости целеполагания и планирования хода и результатов деятельности. операционный компонент («Я умею»). Настойчивость в преодолении трудностей, способность успешно выполнять учебные и трудовые задания развиваются при создании продукта творческой деятельности. креативный компонент («Я созидаю»). Стремление школьника к продуктивной деятельности поддерживается путем развития игрового сюжета, включая элементы соревнования, использования проблемного изложения и исследовательского поиска. эмоциональный компонент («Я переживаю»). На занятиях школьники выполняют задания, помогающие им скорректировать свое отношение к самому себе и к другим людям, к различным видам деятельности и поручениям взрослых. рефлексивно-оценочный компонент («Я оцениваю»). Данный компонент характеризуется умениями смотреть на свою деятельность со стороны, контролировать и оценивать ее ход и результаты; развивается на многих занятиях. Условия реализации программы: организация взаимодействия семьи, школы, учреждений профессионального и дополнительного образования, социальных партнеров, служб занятости и общественных организаций. Арсенал методических средств, используемых на занятиях, представляет собой: лекции; дискуссии; релаксации; самовыражение в рисунках; игры-драматизации; ролевые и деловые игры; 12 психологический тренинг; мастер-класс; коучинг; экскурсии, встречи обучающихся с профессионалами; психодиагностические процедуры; психотерапевтические приемы: эмоциональное реагирование отрицательных переживаний, снятие и уменьшение социальных страхов; участие в проектах и конкурсах профессиональных стратегий. Подготовку учащихся к ситуациям выбора профиля обучения можно разбить на три этапа: 1. Пропедевтический (5-7 классы). формирование мотивов саморазвития, личностного роста подростков; организация процесса самопознания учащихся; формирование у учащихся первичных умений анализа социальной ситуации, представляющих возможность делать обоснованный выбор из нескольких вариантов, принимая на себя личную ответственность за свое решение; 2. Основной (8-9 классы). моделирование видов образовательной деятельности принятие решений; предоставление возможности совершения первых профессиональных проб и практик; информирование о современных тенденциях в образовании и на рынке труда. выявление образовательного запроса учащихся. 3. Завершающий (10-11 классы). оценка готовности к принятию решения; проектирование индивидуального образовательного маршрута. Ожидаемые результаты. В результате реализации Программы «ПрофНавигатор» у школьников должны быть сформированы: адекватная система представлений учащихся о себе, наличие навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта. 13 знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной самостоятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности; индивидуальный образовательный запрос, личностная потребность во взвешенном выборе направления образования; владение учащимися технологией принятия решения в ситуации профессионального выбора, умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт. активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта. Целью такой работы в основной школе и старшей школе принято считать формирование ориентационной (профориентационной) компетентности. Она выражается в готовности школьника: испытывать потребность самоидентификации, в в образовательной самовыражении и в профессиональной образовательном и профессиональном сообществе, в продуктивном освоении образовательной среды; выделять варианты выбора из предлагаемых образовательным пространством или конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения; ставить образовательную и профессиональную цель; приобретать опыт создания личностно-значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб; 14 владеть комплексом способов деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющегося общества и рынка труда. Критериями оценки готовности учащихся к выбору профиля обучения в старшей школе (по Чистяковой С.Н.) могут выступать: ценностные ориентации, определяющие субъектную позицию в выборе профиля обучения и соответствующих ему направлений послешкольного образования; представленность индивидуально-выраженных целей профильного обучения; информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения; опыт по освоению образовательного материала, освоению компетенций, востребованных в профильном обучении. Таким образом, личностными результатами обучающихся, формируемыми при изучении содержания Программы внеурочной деятельности, являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 15 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Метапредметные результаты, включая универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), должны отражать: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 16 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ 6-7 классы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Содержание Модуль 1. Многообразие мира профессий. Введение в понятийное поле. Цели и задачи программы. Типы профессий. Профессии типа «Человек – Техника». «Примерочная» профессий. Конструкторские способности. Архитектура. Дизайн. Строительство. Энергетика. Авиастроение. 3D-моделирование для компьютерных игр. Информационная безопасность. ITспециалист. Всероссийский открытый урок «Специалист по аддитивным технологиям». Инженерия космических систем. Обслуживание авиационной техники. Инженериспытатель. Электроника. Всероссийский открытый урок «Оператор беспилотных летательных систем». Нанотехнолог. Разработчик киберпротезов и имплантов. Специалист в области квантовых технологий. Профессии типа «Человек – Человек». «Примерочная» профессий. Социально-эмоциональные способности. Стрессоустойчивость. 17 Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Специалист государственного и муниципального управления. Дипломат. Руководитель социально-культурных проектов. Бизнес-тренер. Тайм-менеджер. Туризм, гостиничный и ресторанный бизнес. Какой ты предприниматель? Игропедагог. Медицинский и социальный уход. Конфликтолог. Медиатор. Психолог. Профессии типа «Человек – Природа». «Примерочная» профессий. Инструктор по туризму. Эколог. Метеоролог. Ветеринар. Кинолог. Флорист. Биотехнолог. Микробиолог. Агроном, техник. Врач. Косметолог. Фармацевт. Биохимик. Генетик. Всероссийский открытый урок «Лабораторный химический анализ». Всероссийский открытый урок «Ландшафтный дизайнер». Профессии типа «Человек – Художественный образ». «Примерочная» профессий. Художественно-эстетические способности. Актер, артист, музыкант. Графический дизайн. Анимация. Режиссура. Парикмахерское искусство. Всероссийский открытый урок «Технологии моды». Всероссийский открытый урок «Кулинарное дело». Керамика. Ювелирное дело. Профессии типа «Человек – Знак». «Примерочная» профессий. Программист. Мобильная робототехника. Веб-дизайн и разработка. Дополненная и виртуальная реальность. Разработка мобильных приложений. Сетевое администрирование. Специалист по информационной или компьютерной безопасности Всероссийский открытый урок «Оператор беспилотных летательных систем» Всероссийский открытый урок «Специалист по аддитивным технологиям». Юриспруденция. Экономика. Маркетинг. Менеджмент. Интернет вещей. Интернетмаркетинг. Лингвистика. Гид-экскурсовод. Переводчик. Журналист. Деловая игра «Какая профессия мне подходит» Промежуточная аттестация. Тест. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 8 классы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Содержание Модуль 2. Мои интересы и способности. Введение в понятийное поле. Цели и задачи программы. Учет интересов и способностей при выборе профессии. Самодиагностика: тест "Профили занятий" Самодиагностика: методика «Карта интересов» (Азбель) Самодиагностика: тест «Профперспектива 4.2» Самодиагностика: тест на профориентацию для школьников и подростков. Познавательные способности и способы их развития. Самодиагностика: логическое мышление, пространственное мышление. Самодиагностика: математические способности. Самодиагностика: определение типа мышления и уровня креативности. Самодиагностика: память, внимательность. Всероссийские открытые уроки Шоу профессий от проекта «Проектория». Профессии типа «Человек – Художественный образ». Шоу профессий от проекта «Проектория». Профессии типа «Человек – Знак». Шоу профессий от проекта «Проектория». Профессии типа «Человек – Природа». Шоу профессий от проекта «Проектория». Профессии типа «Человек – Техника». Шоу профессий от проекта «Проектория». Профессии типа «Человек – Техника». Шоу профессий от проекта «Проектория». Профессии типа «Человек – Техника». «Примерочные» профессий Самодиагностика: экспресс-диагностика уровня самооценки подростков. Самодиагностика: коммуникативные и организаторские склонности. Самодиагностика: поведение в конфликтной ситуации. 18 Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22. 23. Социально-эмоциональные способности. Стрессоустойчивость. Самодиагностика коммуникативных умений. 24. 26. Осознанность: свобода выбора в твоей жизни (изучение уровня осознанности и условий работы, которые способны максимально раскрыть потенциал) Модуль 3. Современные профессии и рынок труда. Влияние новых технологий на рынок труда Атлас новых профессий. 27. Авторы перемен 1 28. Сделай громче 1 29. Моя профессия – моя история 1 30. Hard и soft-skills. (2 ч.) 1 Промежуточная аттестация. Тест. 1 25. 1 1 1 2 2 9-10 классы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Содержание Модуль 4. «Я и Социум». Психологическая суть жизненного и профессионального самоопределения. Межличностное взаимодействие. Развитие умений по принятию решений. Внутренний мир человека и возможности его познания. Представление о себе и проблема выбора профессии. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Человек как система отношений. Черты характера и их проявление в профессиональной деятельности. Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии. Всероссийские открытые уроки Шоу профессий от проекта «Проектория». Профессии типа «Человек – Художественный образ». Шоу профессий от проекта «Проектория». Профессии типа «Человек – Знак». Шоу профессий от проекта «Проектория». Профессии типа «Человек – Природа». Шоу профессий от проекта «Проектория». Профессии типа «Человек – Техника». Шоу профессий от проекта «Проектория». Профессии типа «Человек – Техника». Шоу профессий от проекта «Проектория». Профессии типа «Человек – Техника». «Примерочные» профессий. Модуль 5. «Моё уникальное Я». Эмоциональное отношение к выбору профессии. Волевые качества личности. Роль жизненных ценностей при выборе профессии. Характер взаимоотношений личности и типы профессий. Человек среди людей. Конфликты. Пути разрешения конфликтов. Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности при выборе профессии. Модуль 6. «Мой профессиональный выбор». Профессионалы будущего: прогноз востребованных компетенций. «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»). Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») Возможности личности в профессиональной деятельности. Здоровье и выбор профессии. («могу»). Социальные проблемы труда («надо»). Авторы перемен Моя профессия – моя история 19 Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 31. 32. Планирование профессионального пути. Промежуточная аттестация. Тест. 1 1 4. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ Общим критерием продуктивности социально-психологического тренинга, как средства формирования и развития качеств подростка, следует считать успешную реализацию приобретенных психологических особенностей и освоенных технологий, необходимых для повседневной жизни. Такие занятия могут стать стимулятором саморазвития и помогут участнику найти и осознать оптимальные способы саморазвития. 5 классы Пакет методик для отслеживания эффективности занятий 6 классы 7-8 классы «Самооценка» Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн (модифицированны й вариант шкалы самооценки А.М. Прихожан). Тест школьной мотивации. Тест «Что я знаю о профессиях?» «Самооценка» Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн (модифицированны й вариант шкалы самооценки А.М. Прихожан). Тест «Что я знаю о профессиях?» Опросник социальнопсихологической адаптированности (К. и Р. Даймонд); Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних классах школы; «Самооценка» Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн (модифицированны й вариант шкалы самооценки А.М. Прихожан). Тест «Мой профессиональный выбор» 9-11 классы Анкета «профессиональное самоопределение». Методика Рене Жиля». Профориентационны й дифференциальнодиагностический опросник Е.А.Климова Методика «Профассоциации» Тест «Мой профессиональный выбор» Анализ ИУП учащихся 10-11 классов. Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения годового курса в форме теста. Кроме того, на основе наблюдения за обучающимися и анкетирования педагог проводит анализ результативности курса для каждой возрастной группы и индивидуально для каждого обучающегося. 20 5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Кадровое обеспечение Программы Педагог-психолог Классные руководители Организация социального партнёрства Социальные партнеры: специалисты КБ-50, НИЯУ СарФТИ МИФИ, ВНИИЭФ, МБОУ «Дворец детского творчества», сеть школ проекта «Школа Росатома», областные и федеральные профориентационные проекты для школьников и др. Проведение дней открытых дверей, в ходе которых организуются встречи с представителями различных профессий, учебных заведений; участие детей в ярмарках образовательных услуг; экскурсии на производство; экскурсии в профессиональные учебные заведения; встречи с выпускниками школы; привлечение детей к обучению на курсах дистанционного обучения. Взаимодействие с родителями родительский всеобуч и консультации школьного психолога; экскурсии в организации и на предприятия, где работают или служат родители; приглашение родителей на занятия, совместные с детьми деловые игры по профессиональному проектированию; посещение различных образовательных организаций в рамках дней открытых дверей. Материально-техническое обеспечение Компьютерный класс. Оборудование для проведения дистанционных занятий и сетевых мероприятий с партнёрами по сети Интернет (компьютер, проектор, принтер). 21 Кабинет педагога-психолога для индивидуального и группового консультирования участников образовательных отношений. Учебно-методическое обеспечение 1. Аткинсон М. Достижение целей: Пошаговая система / Мэрилин Аткинсон, при участии Рае Т. Чойс; Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2014. 2. Афанасьева Н. В., Малухина Н. В., Пашнина М. Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2007. 3. Бондарев В. П., Кропивянская С. О. Успешный выбор профессии. 8 – 11 классы. - М.: ВАКО, 2015. 4. Горшкова Е. Г. Управление карьерой: Руководство по ловле золотых рыбок. – СПб.: Речь, 2007. 5. Грецов А. Психология жизненного успеха для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008. 6. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. 7. Климов Е. А., Психология профессионального самоопределения. - М.: Феникс, 2012. 8. Куляпин А. С. Выбор профессионального маршрута. Программа для учащихся общеобразовательных школ / Под ред. Н.Н. Захарова. - Пермь, 2004. 9. Микляева А. В. Я - подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс). – СПб.: Речь, 2003. 10. Профориентационная программа для школьников «ТаланТы будущего». Методические материалы, автор-составитель Е. Ю. Пряжникова, научный руководитель Лаборатории профессиональной ориентации «ТаланТы будущего» Финансовый университет при правительстве РФ, 2020 г., 24 с. 11. Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии. Научно- методическое пособие / Под ред. Митиной Л. М. – М.: Московский психологосоциальный институт, Флинта, 1998. 1. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального самоопределения. М.: Генезис, 2003. 22 2. Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (811 классы). – М.: ВАКО, 2005. 3. Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005. 4. Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов. // Школьный психолог, № 14, 1999. 5. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов /Под науч. ред. Л. А. Обуховой. –М.: ВАКО, 2005. 6. Семина И. К. Семь сказок о выборе / И. К. Семина. – СПб.: Речь, 2015. 7. Тюшев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб: Питер, 2007. 8. Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами, М.: Генезис, 2008. 9. Черникова Т. В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.метод. пособие. - М.: Глобус, 2006. 10. Чистякова С. Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: элективный ориентационный курс. - М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2010. 11. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс (9 класс): Программа курса. Методическое пособие для учителя /С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Е.О. Черкашин. – 2-е изд., стер. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2005. Интернет-ресурсы https://bvbinfo.ru/ https://xn--e1agdrafhkaoo6b.xn--p1ai/ 5 – 7 класс https://bilet.worldskills.ru/tests - онлайн-тестирование и информирование о специфике профессий; 23 https://bilet.worldskills.ru/map-of-professions/professional-areas - информация о каждой профессиональной сфере, тенденции развития и перспективные направления, информация по конкретным профессиям и необходимым компетенциям; https://psytests.org/profession/hollandA-run.html - тест профессионального личностного типа Голланда https://proforientator.ru/professions/#tocontent – изучение профессий по разным сферам и др. 8 – 9 класс https://proforientator.ru/profline/test/a70d02f8cff66823df169e38c9a0a326 - тест «Профперспектива 4.2» https://bilet.worldskills.ru/tests - онлайн-тестирование различных способностей; https://psytests.org/profession/kos1-run.html - тест «Коммуникативные и организаторские склонности» https://onlinetestpad.com/ru/testview/24992-ekspr - Экспресс-диагностика уровня самооценки подростков Проектория (proektoria.online) – «примерочная профессий». https://issuu.com/5uglov/docs/5uglov_1_7010_january_2016 - тест «Идеальная работа для твоего психотипа https://psytests.org/profession/mapA-run.html - методика «Карта интересов» (Азбель) https://wikium.ru/test/career-guidance-test-forteenagers?utm_source=wkpartner&utm_medium=cpa&utm_campaign=12164 - тест на профориентацию для школьников и подростков https://proforientator.ru/publications/articles/chto-takoe-hard-i-soft-skills-v-chemraznitsa-chto-vazhnee.html - Что такое HARD и SOFT SKILLS? https://proforientator.ru/profline/test/e60f99de247544e88ea0ad7824b7f1ef - тест «Личность и профессии» https://careertest.ru/tests/ - тест «Поведение в конфликтной ситуации» 24 https://proforientator.ru/publications/articles/10-vostrebovannykh-professiy-dlyaintrovertov.html - востребованные профессии для интровертов https://proforientator.ru/publications/articles/kuda-postupit-posle-9-klassa.html - куда поступить после 9 класса https://proforientator.ru/publications/articles/kakuyu-spetsialnost-vybrat-posle-9klassa.html - востребованные профессии после 9 класса https://proforientator.ru/publications/articles/samoopredelenie-lichnosti.html - профессиональное самоопределение личности https://atlas100.ru/catalog/ - Атлас новых профессий и др. 10 – 11 класс https://proforientator.ru/publications/articles/test-na-zhiznennye-ustanovki.html - тест «Жизненные установки» https://proforientator.ru/publications/articles/kuda-postupit-posle-11-klassa.html куда поступить после 11 класса https://onlinetestpad.com/ru/survey/4961-motivy-vybora-professii - тест «Мотивы выбора профессии» и др. 25