ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол от 10.10.2024 № 3 СОГЛАСОВАНО Управляющим советом Гимназии Протокол от 11.10.2024 № 2 УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ Гимназии № 2 от 14.10.2024 № 362/п ПОЛОЖЕНИЕ о порядке обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения, в МБОУ Гимназии № 2 I. Общие положения 1.1. Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения (далее - Положение) определяет: порядок перевода, организации образовательной деятельности и обучения при получении общего образования по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с учащимися в МБОУ Гимназии № 2 (далее - Гимназия); порядок регламентации отношений между Гимназией и родителями (законными представителями) учащихся при организации получения общего образования по индивидуальному учебному плану для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому. 1.2. Настоящее Положение разработано с целью регламентации процесса и реализации академического права учащихся на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: - Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; - Федеральным законом от 24.06.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ); - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (с изменениями, в актуальной редакции); - Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (с изменениями на 27 декабря 2023 года) (далее все вместе – ФГОС); - приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 30.06.2020 № 845/369 "Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность"; - приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями на 29 сентября 2023 года); - постановлением Главного государственного санитарного врача Российской 1 Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – Санитарные требования); - постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее – Гигиенические нормативы); - распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 № Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого- педагогическом консилиуме образовательной организации"; - Уставом и локальными нормативными актами Гимназии. 1.2. Индивидуальный учебный план (далее - ИУП) – это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом образовательных потребностей конкретного обучающегося. Цель обучения по ИУП — обеспечение освоения основной образовательной программы с учетом особенностей и потребностей учащихся. Обучение по ИУП может быть организовано на любом уровне освоенной ранее учебной программы для учащихся. ИУП определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (далее -учебный предмет), иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, ИУП - это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем учебным предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована. ИУП разрабатывается в соответствии со спецификой и возможностями Гимназии. ИУП составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении учащегося или его родителей (законных представителей) об обучении по ИУП. Учащиеся обязаны выполнять ИУП, в том числе посещать предусмотренные ИУП учебные занятия. При реализации образовательных программ в соответствии с ИУП могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. 1.3. Категории обучающихся, для которых может быть предоставлено обучение по ИУП: 1) любой учащийся Учреждения независимо от класса обучения для обучения по ИУП, за исключением ИУП, предусматривающего ускоренное обучение; 2) учащиеся, обладающие сформированной мотивацией к обучению и познанию, способностями к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на основе устойчивых познавательных интересов); 3) учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). (учащиеся с ОВЗ должны иметь рекомендации психолого – медико – педагогической комиссии (далее – ПМПК) для того, чтобы определить необходимые формы и методы обучения); 4) учащиеся, которые не ликвидировали академическую задолженность (как правило, это дети с устойчивой дезадаптацией и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях массовой школы); 5) учащиеся, которым произведен зачет результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 6) учащиеся, нуждающиеся в длительном лечении, а также дети- инвалиды при организации обучения по основным общеобразовательным программам в образовательной организации (не на дому). 1.4. Организация обучения по ИУП для учащихся, нуждающихся в длительном 2 лечении, а также детей-инвалидов при организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому регулируется Положением об организации индивидуального обучения детей, находящихся на длительном лечении на дому или в медицинской организации МБОУ Гимназии № 2. II. Порядок перевода на обучение по ИУП 2.1. ИУП разрабатывается для отдельного учащегося на основе учебного плана соответствующей основной общеобразовательной программы заместителем директора Гимназии совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося или совершеннолетним учащимся. 2.2. Перевод на обучение по ИУП осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних учащихся. В заявлении указываются срок, на который учащемуся предоставляется ИУП, а также могут содержаться пожелания учащегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных общеобразовательных программ и др.) с учетом возможностей Гимназии (Приложение 1). 2.3. Заявления о переводе на обучение по ИУП принимаются в течение учебного года до 15 мая. 2.4. Перевод на обучение по ИУП учащихся, не ликвидировавших в установленные сроки академическую задолженность с момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) учащегося. 2.5. Для перевода учащегося на обучение по индивидуальному учебному плану формируется индивидуальный учебный план (Приложение 2), расписание занятий (Приложение 3), график консультаций (Приложение 4), определяются сроки проведения промежуточной аттестации (в случае если они отличаются от сроков, установленных календарным учебным графиком). Решение о переводе учащегося на обучение по индивидуальному учебному плану принимается в течение 3 рабочих дней приказом Гимназии на основании решения педагогического совета Гимназии, которое принимается в течении 5 рабочих дней с момента поступления заявления. 2.6. При формировании ИУП может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план Гимназии. III. Порядок обучения по ИУП 3.1. Обучение по ИУП, как правило, начинается с начала учебного года. 3.2. При обучении по ИУП Гимназия имеет следующие документы: – заявление родителей (законных представителей) учащихся; – решение педагогического совета Гимназии; – приказ директора Гимназии; – ИУП учащегося; – рабочие программы отдельных предметов, курсов (модулей); – календарный учебный график; – расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными представителями) учащихся и утвержденное директором Гимназии. Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать Санитарно-эпидемиологическим требованиями и Гигиеническим нормативам. 3.3. При обучении по ИУП Гимназия назначает тьютора (при необходимости), который оказывает помощь и организует взаимодействие учащегося с учителями и другими 3 педагогическими работниками для коррекции ИУП. 3.4. Если учащийся не может продолжить обучение по ИУП, в том числе ускоренно, по различным причинам, то он имеет право перевестись на обучение по соответствующей основной общеобразовательной программе (далее – ООП) с полным сроком обучения. 3.5. Текущий контроль и промежуточная аттестация учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы по ИУП, проводятся в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ Гимназии № 2. 3.6. В случае невыполнения учащимися утвержденного ИУП Гимназия вправе поставить вопрос о досрочном прекращении действия приказа о переводе обучающегося на ИУП. 3.7. При составлении графика занятий, расписания для учащегося по ИУП необходимо применять индивидуальный подход, учитывать разные формы обучения на уроке, при организации консультаций и внеурочной деятельности (при возможности). 3.8. Индивидуальный учет результатов по ИУП происходит в электронном журнале класса, в котором числится учащийся. При реализации обучения по ИУП с целью ликвидации академической задолженности на учащегося в журнале отводится отдельная страница, где происходит фиксирование результатов его деятельности. При организации и проведении консультаций по ИУП заводится отдельный журнал, где прописывается время, расписание занятий. IV. Особенности организации обучения по ИУП отдельных категорий обучающихся 4.1. Учащимся, обладающим сформированной мотивацией к обучению и познанию, способностями к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на основе устойчивых познавательных интересов: предоставляется академическое право на обучение по ИУП, в том числе ускоренное обучение, в пределах ООП; сокращается срок получения ООП путем реализации зачета результатов обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и (или) отдельным практикам, освоенным (пройденным) обучающимся при получении образования, а также дополнительного образования (при наличии), и (или) путем повышения темпа освоения образовательной программы. Это не обязательное условие при реализации ООП; повышается темп получения ООП, имеющие соответствующие способности и (или) уровень развития. 4.2. Под повышением темпа освоения ООП понимается ускоренное обучение, реализуемое посредством повышения интенсивности (скорости) освоения учебного материала. Для принятия решения о повышении темпа освоения ООП необходимо установить, что учащийся имеет выдающиеся способности. Установление наличия выдающихся способностей может осуществляться: 1) по результатам промежуточной аттестации учащихся; 2) по результатам Всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования; 3) по результатам олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных или спортивных мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на 4 пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений и другое. Если наличие выдающихся способностей устанавливается в соответствии с пунктом 1, то это позволяет осуществить повышение темпа освоения образовательной программы не ранее первой промежуточной аттестации обучающихся. Если наличие выдающихся способностей устанавливается в соответствии с пунктами 2 - 4, то это позволяет осуществить повышение темпа освоения образовательной программы на любом этапе ее освоения, в том числе до проведения первой промежуточной аттестации обучающихся. 4.3. Учащийся в Гимназии, который не ликвидировал в установленные сроки академическую задолженность. Выбор форм занятий для учащегося с целью ликвидации академической задолженности организуется на: - построении индивидуального маршрута для учащегося. Учащийся продолжает обучение в классе, в который переведен условно, и за счет корректировки рабочей программы по ИУП проходит учебный материал по предмету с целью ликвидации академической задолженности за счет части, формируемой участниками образовательных отношений (при наличии возможности); - организации взаимодействия учащегося и учителя с применением дистанционных образовательных технологий (при возможности); - консультациях в каникулярное время, организованных за счет внеурочной деятельности, согласно графику, утвержденному приказом директора Гимназии. Обучение по ИУП должно обеспечивать достижение показателей, позволяющих допустить учащегося к прохождению государственной итоговой аттестации (далее – ГИА). Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована. Перевод на обучение по ИУП учащихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, происходит в соответствии с пунктом 2.2. настоящего Положения. С согласия родителей (законных представителей) при возможности Гимназии организовать психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Родители (законные представители) учащегося знакомятся с расписанием, графиком ликвидации академической задолженности. 4.4. Учащийся, которому произведен зачет результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в других образовательных организациях. В случае зачета результатов обучения, полученного в другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, учащийся на основании ИУП освобождается от освоения зачтенного компонента образовательной программы основного общего и среднего общего образования. Таким образом, создаются условия для экономии времени учащегося. 4.5. Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать Санитарно-эпидемиологическим требованиями и Гигиеническим нормативам. 4.6. Реализация образовательных программ, в том числе ускоренное обучение, осуществляется в ускоренном темпе по сравнению с темпом освоения ООП соответствующего уровня при её реализации в соответствии с учебным планом ООП при нормативном сроке обучения. Ускорение темпа освоения образовательной программы осуществляется в соответствии с предшествующей подготовкой обучающегося и (или) его способностями. Ускоренное обучение осуществляется на добровольной основе на основании письменного заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося с учётом мнения обучающегося (до завершения получения им основного общего образования). 5 Решение о возможности организации ускоренного обучения принимается Гимназией по итогам промежуточного аттестации (далее – ПА) знаний учащегося. Сроки проведения промежуточной аттестации устанавливаются календарным учебным графиком соответствующей ООП. Формы промежуточной аттестации устанавливаются учебным планом соответствующей ООП. По результатам промежуточной аттестации Гимназия принимает решение об организации ускоренного обучения для учащегося, которое оформляется приказом Учреждения. В приказе устанавливается срок ускоренного обучения по соответствующей образовательной программе. Сокращение срока (рекомендуемое) освоения образовательной программы составляет не более 1 года. 6 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к Положению о порядке обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения Директору МБОУ Гимназии № 2 Василковой Юлии Александровны от фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя адрес заявителя, телефон, e-mail заявление об организации обучения по индивидуальному учебному плану Прошу организовать обучение по индивидуальному учебному плану по общеобразовательной программе/адаптированной основной общеобразовательной программе в МБОУ Гимназии № 2 (нужное подчеркнуть): моему ребенку __________________________________________________________________(ФИО ребенка), учащегося______ класса в период с « » 20___ г. по «___» _____20_____г. в связи с: наличием академической задолженности необходимостью длительного лечения ускоренным обучением произведенным зачетом результатов освоения учебных предметов курсов, дисциплин (модулей) наличием потребности и возможностями (для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья) наличием потребности и возможностями (для одаренных и высокомотивированных учащиеся) С условиями обучения по индивидуальному учебному плану ознакомлен(а). Возможность для освоения образовательной программы по индивидуальному учебному в соответствии действующим порядком в МБОУ Гимназии № 2 имеется. (дата ) (подпись заявителя) 7 ( расшифровка подписи) ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к Положению о порядке обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН учащегося ____________________________________________« » класса ФИО с 20 г. по 20 г. Предметная область Кол-во часов в неделю (всего) Учебные предметы (курсы, модули) учебного плана ИУП консультац ии кол-во часов кол-во часов в неделю в неделю занятия ПА форма ИТОГО С индивидуальным учебным планом ФИО ознакомлен(а): ___________________________________________________________________________ дата подпись родителя расшифровка подписи (законного представителя) учащегося Копия индивидуального учебного плана________________________ получена на руки дата подпись родителя представителя) учащегося расшифровка ПРИНЯТ Педагогическим советом МБОУ Гимназии № 2 протокол от № ___ 8 (законного ПРИЛОЖЕНИЕ 3 к Положению о порядке обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ учащегося _________________________ «_________» класса ФИО с 20 г. по 20 г. Учебные предметы (курсы, модули) учебного плана Количество часов в неделю День проведения занятия Время занятия Кабинет С расписанием занятий ознакомлен(а) подпись расшифровка подписи родителя (законного представителя)учащегося Копия расписания занятий получена на руки подпись расшифровка подписи родителя (законного представителя)учащегося 9 Ф.И.О. педагогического работника ПРИЛОЖЕНИЕ 4 к Положению о порядке обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения ГРАФИК КОНСУЛЬТАЦИЙ учащегося__________________________«_________» класса ФИО с 20 г. по 20 г. Учебные предметы (курсы, модули) учебного плана Время проведения консультации Форма консультации Кабинет Ф.И.О. Время педагогического консультации работника С графиком консультаций ознакомлен(а)________________________________________ подпись расшифровка подписи родителя (законного представителя)учащегося Копия графика консультаций получена на руки подпись расшифровка подписи родителя (законного представителя)учащего 10 11