Приложение № 2 к Основной общеобразовательной программе основного общего образования утв. приказом МБОУ Гимназии № 2 от 31.08.2023 № 240/п РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Страноведение Иеликобритании и США» для обучающихся 10-11 классов Автор-составитель: учитель английского языка Леонова И.Б. Саров 2023 Содержание 1. Пояснительная записка Интегративный подход в обучении страноведению Великобритании и США Нормативно-правовая база Направленность Новизна Актуальность Педагогическая целесообразность 2. Общая характеристика спецкурса 3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения спецкурса 4. Содержание спецкурса 5. Тематическое планирование Страноведение Великобритании Страноведение США 6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 7. Оценка планируемых результатов Критерии оценки устного ответа Критерии оценки тестовых заданий Критерии оценки творческих проектных заданий 8. Планируемые результаты изучения спецкурса 9. Учебно-методическое обеспечение Приложение 1.Примеры лекций Приложение 2. Примеры видеоуроков Приложение 3. Примеры тестовых заданий для контроля Приложение 4. Примеры самостоятельной работы Приложение 5. Примеры презентаций лекций Пояснительная записка Интегративный подход в обучении Актуальность необходимости использования интегрированных курсов при изучении иностранных языков очевидна, поскольку глубокие изменения в общественной, политической, экономической жизни оказывают большое влияние на развитие системы образования. Перед системой образования встает задача подготовки школьников к реальному культурному, профессиональному и личному общению с представителями стран с иными социальными традициями, общественным устройством и языковой культурой. Мы активно общаемся с другими культурами. Те процессы, которые происходят при этом в нашем сознании, те оценки и интерпретации, происходящие при контакте с новым, психологические преобразования, сопровождающие межкультурную коммуникацию, составляют ключевые моменты реализации концепции межкультурного обучения. Оптимально организованный процесс преподавания иностранного языка может подготовить личность обучающегося к толерантному восприятию чужой культуры. В сравнении своей и чужой культуры учащиеся узнают чтото важное для себя, то, что после окончания обучения будет значить для них больше, чем выученные наизусть слова и правила. Развитие речи на базе упрощенного по содержанию материала за счет тренировки определенных речевых моделей уступает место углубленному знакомству с иной национальной культурой в ходе изучения системы языка и овладения им. Используя междисциплинарные связи, мы пытаемся соединить воедино знания, полученные учащимися в ходе изучения различных дисциплин, выводя их на новый этап осмысления, применительно к новым задачам общения. Интегративный подход в обучении является специфической формой обеспечения комплексности, целостности знаний обучающихся, формирования у них системного мышления и научного мировоззрения. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на формирование способности мыслить информационно емкими категориями. Осуществление учебного процесса на интегративной основе способствует становлению и развитию способности видеть нечто общее за внешне разнокачественными процессами. Овладение иностранным языком невозможно без приобщения к культуре народа изучаемого языка. В связи с тем, что главными языковыми функциями являются коммуникативная (осуществление общения), кумулятивная (знакомство с культурой народа) и рефлексивная (самопознание и самовыражение), изучение языков носит изначально интегративный характер, а иностранный язык становится средством смыслового и символического познания мира, поэтому диалог языков должен стать и диалогом культур. Интеграция понимается нами, прежде всего, как комплексное обучение. Мы выделяем три уровня интеграции: Первый уровень – межпредметные связи. Интеграция английского языка с другими учебными предметами предполагает создание единого образовательного пространства и реализуется как на уровне предметного содержания, так и на уровне использования методов и технологий учебно-познавательной коммуникативной деятельности школьников. Второй уровень – синтетический, в его основе – разностороннее изучение проблем и явлений. Третий уровень – философское обобщение. Рассматривается комплекс проблем и их динамика в пределах определенной территории, либо все явления и проблемы определенной эпохи в их взаимосвязи. Необходимыми условиями успешного преподавания интегрированных курсов являются: - высокий уровень общей и педагогической культуры, для создания и постоянного обогащения культурно-информационной образовательной среды; - социальная активность и креативность педагога; - сотрудничество педагога с другими учителями-предметниками; - наличие солидной учебно-методической базы (методической и справочной литературы, дидактического материала, мультимедийных пособий). Россия интегрируется не только в единое европейское, но и мировое образовательное пространство, что требует постоянной модернизации школьного образования с учётом инновационных процессов, происходящих в других странах. Среди других преобразований пересматриваются и уточняются цели, задачи и содержание обучения английскому языку в школе, повышаются требования к владению учащимися английским языком в форме комплексной коммуникативной компетенции, обеспечивающей эффективное общение и межкультурное взаимодействие. Для этого учащимся российских школ нужны не только практические языковые знания, но и осведомлённость о современном поликультурном мире, в котором им предстоит утверждать себя, а также готовность к межкультурному взаимодействию. Знания английского языка и поликультурной среды его обращения служат необходимой основой для дальнейшего совершенствования компонентов коммуникативной компетенции учащихся, формирования профильных и профессионально ориентированных языковых знаний на последующих этапах образования. В соответствии с положениями ФГОС решение задач, поставленных перед школьным образовательным курсом по английскому языку, будет неполным без решения как учебных, так и воспитательных, образовательных и развивающих задач. Для этого необходимо не только формировать у учащихся компоненты коммуникативной компетенции, но и уделять внимание их нравственному становлению, расширять кругозор, укреплять интерес к учению и способствовать совершенствованию интеллекта. В учебной деятельности реализуется интегративный подход, в соответствии с которым на уроках и в самостоятельной работе решаются комплексные задачи обучения, воспитания, образования и развития учащихся. Компетентностная направленность обучения позволяет решать педагогические задачи прагматического характера, готовя учащихся к умелому функционированию в реальном мире. Таким образом, можно сделать вывод, что проблема интегративных взаимодействий чрезвычайно актуальна в современной методике, что интегрированный курс «Страноведение Великобритании и США» вносит свой вклад в решение задачи разностороннего, поликультурного развития личности, и отсюда он является неотъемлемой частью процесса построения личностно-ориентированной модели нашей гимназии. Интегративные процессы заметно обогащают образовательное пространство школы. Они диктуют применение новых методов и технологий. Нормативно-правовая база Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании" (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ); 2. Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования (БУП-2004 г); 3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. №06-1844; 4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН п.10.5 №2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением от 29.12.2010 г. №189); 5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"; 7. Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, 6 утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253; 8. Устав Гимназии; 9. Учебный план Гимназии. Направленность учебной программы спецкурса: - по содержанию - социально-педагогическая, так как способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся, создает условия для развития коммуникативной, социально успешной личности, повышает уровень гуманитарного образования учащихся, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира; - по функциональному предназначению – учебно-познавательная, так как предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающихся, расширение их информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и приобретения умений совместной деятельности в освоении программы; - по форме организации - групповая; - по времени реализации - долгосрочная. Новизна программы заключается в том, что в ней впервые интегрируются лингвистическая дисциплина – английский язык и сведения из таких областей знаний как география, история, литература, живопись, музыка, экономика, наука. Изучение культур стран происходит путем сравнения полученных знаний и понятий со знаниями и понятиями о своей стране - России, о самих себе. Спецкурс «Страноведение Великобритании и США» (прикладная дисциплина на английском языке) в таком объеме никогда не изучался в общеобразовательных школах страны, поэтому ни программ, ни методических пособий, рассчитанных на учащихся, нет. В связи с этим и возникла необходимость создать данную программу. В гимназии программа спецкурса «Страноведение Великобритании и США» реализуется параллельно с такими лингвистическими предметами как: английский и немецкий языки, английская и американская литература. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время целью современного общества является развитие отношений между государствами в различных сферах: политической, экономической, научно-технической, образовательной, культурной. В этой связи, к числу наиболее актуальных проблем относится создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур. В соответствии с социальным заказом общества учебный курс направлен на формирование поликультурной, многоязычной личности, знаний, умений и навыков представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения. Роль этого курса в формировании личности учащихся, их мировоззрения, повышении их культурного уровня и воспитанности чрезвычайно важна. Изучение культур стран происходит путем сравнения полученных знаний и понятий со знаниями и понятиями о своей стране, о самих себе. Сравнивая себя и зарубежных сверстников, учащиеся выделяют общее и специфическое. Это способствует объединению, развитию понимания и толерантного отношения к иным национальным культурам. Учащиеся учатся находить захватывающие моменты в новой культуре, сравнивать её со своими культурными установками, и вырабатывать соответствующие стратегии поведения. Уроки страноведения Великобритании и США - это благодатная почва для реализации межпредметных связей. Русский язык, литература, история, обществознание, география, ИЗО, МХК, музыка - это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы курса. Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется также запросом со стороны детей и их родителей. Уже много лет в школе существует профильное обучение на старшей ступени. Одним из самых популярных профилей среди учащихся, особенно в последнее время, является языковой профиль, предполагающий углублённое изучение языковых дисциплин и смежных гуманитарных дисциплин. Процесс усвоения прикладных лингвистических знаний направлен на развитие познавательной деятельности и интереса учащихся, а также использование полученных знаний при поступлении в ВУЗы гуманитарного профиля. Аутентичный материал пособий ‘Across Cultures’ by Elizabeth Sharman издательства Longman и ‘All About the USA’ by Milada Broukal and Peter Murphy издательства Longman может быть отличным подспорьем при подготовке к ЕГЭ, так как большинство заданий соответствуют формату и требованиям ЕГЭ. Программа представляет собой один из возможных способов решения весьма сложной проблемы интегративного подхода к обучению иностранному языку и культуре англо-говорящих стран на профильном уровне и может использоваться в гимназиях, лицеях и авторских школах, где дается углубленная подготовка по английскому языку. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность). В основе концепции программы лежат принципы личностноориентированного подхода и дифференцированное обучение, ставящего в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей и овладения языком через формирование позитивного отношения к процессу обучения и развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. Занятия проводятся с использованием технологии проблемного обучения. Современные технологии, обучающие компьютерные программы, онлайн материалы, видеофильмы, аудиозаписи и дидактические пособия позволяют сделать процесс обучения интересным и эффективным. Общая характеристика элективного курса Программа курса «Страноведение Великобритании и США» направлена на обеспечение возможности изучения иностранного языка одновременно с изучением национальной культуры народов. Изучение культур стран происходит путем сравнения полученных знаний и понятий со знаниями и понятиями о своей стране, о самих себе. Сравнивая себя и зарубежных сверстников, учащиеся выделяют общее и специфическое. Несомненно, при изучении данного курса резко возрастает нагрузка на ученика и по чтению, и по уровню обобщения знаний. Но эти трудности преодолеваются тем, что в данной программе материал подведен к уровню потребностей и учащихся и учителя; учтены возрастные возможности при отборе материала; учтены разные уровни усвоения предлагаемых материалов (уровень информации; уровень знакомства с проблематикой; самостоятельное синтезирование знаний и впечатлений на высоком уровне обобщения ). Данная программа опирается и развивает все то, что заложено в основных курсах английского языка и в спецкурсах по английской и американской литературе и основам перевода, усложняя интеллектуальные задачи и решая их за счет интеграции. Отличительной особенностью курса является то, что материал по страноведению англоязычных стран представлен в нем не разрозненно, а в полном объеме и систематично, что способствует углублению и расширению знаний о Великобритании и США у учащихся. Лекционный материал отражает обширный круг страноведческих вопросов и способствует лучшему пониманию менталитета жителей Великобритании и США. Современный гимназист должен овладеть необходимым объёмом знаний что необходимо для более глубокого постижения особенностей национальной культуры, национального характера и языка. Курс по Страноведению Великобритании и США для учащихся 10-11 классов входит в образовательную область «Филология» учебного плана гимназии. Преподавание по данной программе ведется в МБОУ Гимназия № 2 с 2003-04 учебного года. Строго лимитированное учебным планом и явно недостаточное, с точки зрения обширности материала, количество выделенных часов (1 час в неделю) потребовало от составителя предельного внимания к сочетанию полноты и лаконизма при планировании программы, задающего такие же качества и самому курсу. Общий курс страноведения Великобритании и США рассчитан на 2 года (10, 11 класс – 68 часов) и делится на 40 лекционных часов, 21 час самостоятельных работ и 7 часов зачетных занятий. На теоретических (лекционных) занятиях учащиеся выявляют свои знания теоретического материала и приобретают навыки сравнительного анализа на материале наиболее значимых тем стран изучаемого языка. Кроме того самостоятельные работы дают им возможность расширить круг знаний по данной теме и лучше подготовиться к итоговому зачету. Преподавание ведется по лекционно-зачетной системе на английском языке, поэтому важную роль приобретают лекции, которые учащиеся систематически записывают и которыми пользуются при подготовке к практическим занятиям и зачетам. Лекции составлены учителем на основе широкого круга пособий по страноведению, в том числе оригинальных американских пособий. Созданы электронные варианты каждой лекции, а также презентации в режиме power point. При работе по каждой из тем учащиеся: слушают лекции учителя по данной теме выполняют задания и оценивают вместе с учителем качество своей работы после просмотра видеосюжетов выполняют познавательно-поисковые культуроведческие задания из учебного пособия «Across Cultures» Elizabeth Sharman, Longman и используют отдельные материалы из другой культуроведческой литературы выполняют познавательно-поисковые культуроведческие задания с использованием лингвострановедческого словаря издательства Longman (Longman Dictionary of English Language and Culture) После каждых 2 уроков-лекций учащиеся выполняют самостоятельную работу, составленную учителем на основе пособий ‘Across Cultures’ by Elizabeth Sharman издательства Longman и ‘All About the USA’ by Milada Broukal and Peter Murphy издательства Longman. После каждых трех тем учащиеся выполняют письменный тест, составленный на материале 3 лекций. По завершении курса учащимся предлагается итоговый тест. На базе кабинета английского языка составителем создана хорошая библиотека, к которой имеется свободный доступ учащихся и других учителей английского языка гимназии. Программа включает наглядные пособия, а также аудио- и видеоматериалы, способствующие качественному усвоению материала. Данный курс предполагает использование англоязычных сайтов в сети Интернет по культуроведческой, страноведческой и лингвострановедческой тематике. Цели элективного курса В процессе изучения спецкурса «Страноведение Великобритании и США» на профильном уровне среднего (полного) общего образования, согласно Примерным программам, реализуются следующие цели: -дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебнопознавательной): - речевая компетенция – функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), в том числе ориентированные на выбранный профиль, передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо), планировать своё речевое и неречевое поведение с учётом статуса партнёра по общению; -языковая (лингвистическая) компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, отобранными для выбранного профиля, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях; систематизация языковых знаний, полученных в основной школе, увеличение их объёма за счёт информации профильно ориентированного характера; - социокультурная компетенция (включающая социолингвистическую) – расширение объёма знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка, совершенствование умений строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учётом профильно ориентированных ситуаций общения, умения адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентациях; - компенсаторная компетенция – совершенствование умения выходить из положения при дефиците языковых средств в процессе иноязычного общения, в том числе в профильно ориентированных ситуациях общения; - учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать её продуктивность; использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования, прежде всего в рамках выбранного профиля; -развитие и воспитание способностей к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации; формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота, а также субъекта межкультурного взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектноисследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля. Основные цели спецкурса «Страноведение Великобритании и США» образуют общую цель - создать у учащихся целостное представление об основных странах изучаемого языка, их культурном наследии, неразрывной связи между языком и культурой. Задачи элективного курса Основными задачами курса являются: - обогащение знаний учащихся об историко-культурном развитии Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки, культурном наследии, образе и стилях жизни людей - формирование навыков межкультурной коммуникации - обогащение словарного запаса учащихся и расширение лингвистических знаний по английскому языку - формирование умений и навыков самостоятельной работы над языком, умения пользоваться словарями, справочной литературой на английском языке и материалами Интернет-сайтов - дальнейшее развитие и совершенствование навыков аудирования, говорения, чтения, письма - развитие творческих и интеллектуальных способностей Все это должно способствовать расширению общего кругозора и эрудиции учащихся, привитию любви и уважения к истории, культуре и языку другой страны, а также овладению английским языком, т.е. совершенствованию навыков чтения, аудирования, письма и устной речи. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективного курса В соответствии с требованиями ФГОС результаты обучения условно подразделяются на личностные, метапредметные и предметные. Спецкурс «Страноведение Великобритании и США», как интегративный предмет социального характера обладает уникальным потенциалом для достижения большинства личных и метапредметных результатов обучения, выделенных ФГОС. Личностные результаты: •сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания – науки, искусства, морали, религии, правосознания, своего места в поликультурном мире; • сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • осознание значимости многоаспектного диалога (диалога культур); •стремление к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности англоязычной культуры в контексте мировой; •использование для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернетресурсы и др.); •умение формулировать горизонт своих интересов. Метапредметные результаты: •находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе ресурсы Интернета; •организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального или коллективного творческого проекта; • структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводы; •организовывать свою поисковую и исследовательскую деятельность, прогнозировать её результативность и оценку; •аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера; •анализировать текст на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; •работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты: • владение знаниями о социокультурной специфике стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и стран изучаемого языка; • сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях; • сформированность умений перевода с иностранного языка на русский при работе с несложными текстами по тематике выбранного профиля; • сформированность умений использования широкого спектра социальноэкономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего; • сформированность умений сравнительного анализа исторических событий; • умение самостоятельного поиска вспомогательной информации из отечественных и зарубежных источников (специализированных газет и журналов, справочников и т.д) для выполнения заданий, написания рефератов; Планируемые результаты изучения спецкурса «Страноведение Великобритании и США» Ученик научится: - работать со справочной страноведческой/лингвострановедческой/ культуроведческой литературой на русском и английском языках; - собирать, систематизировать и интерпретировать культуроведческую информацию при чтении, аудировании или говорении и письме на английском языке, используя учебную страноведческую литературу и ресурсы сети Интернет на английском и русском языках; - осознанно воспринимать иноязычный текст в единстве формы и содержания; - адекватно понимать текст и давать его смысловой анализ; - интерпретировать прочитанное; - определять актуальность и проблематику изучаемой темы , вступать в диалог ‘культур’ ( участвовать в обсуждении на английском языке культуроведческих аспектов жизни людей в Великобритании, США и России); Ученик получит возможность научиться: - проводить аналогии, противопоставления, обобщения при сравнении фактов, явлений культуры, событий в культурной жизни Великобритании, США и России; - вести социокультурные наблюдения при работе с видеоматериалами для определения манеры взаимодействия между людьми, особенностями питания и пояснять их причины (например, национальные традиции и условности) - подготовить культуроведческие материалы, отражающие интересные аспекты культуры англоязычных стран, для школьных газет; - выполнять культуроведческие проекты с использованием информационных технологий и участвовать в устных презентациях результатов по ним; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (исследовательская работа, реферат, проект), в том числе с использованием Интернет-ресурсов. Освоив интегрированный курс «Страноведение Великобритании и США» учащиеся должны овладеть следующими навыками и компетенциями: 1) иметь представление о культурно-исторических корнях английского языка и его современной роли как языка международного общения; британском и американском культурном наследии; социокультурных особенностях национальной элитарной и массовой культуры; 2) иметь представление о традициях в культуре взаимодействия между представителями различных социальных групп; 3) быть осведомленным о традициях в культуре взаимодействия между представителями различных социальных групп; 4) знать историко-культурное содержание британской и американской национальной символики; 5) парламенте/конгрессе как символе британской/американской демократии, парламентских традициях/ традициях конгресса; 6) уметь использовать английский язык в ситуациях официального и неофициального общения в социально-бытовой и культурной сферах. Содержание спецкурса (лингвистическое) Предметное содержание речи Социокультурная сфера. Страна (страны) изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Ознакомительные туристические поездки по своей стране и за рубежом, образовательный туризм и экотуризм. Основные культурно-исторические вехи в развитии изучаемых стран и России. Вклад России и стран изучаемого языка в развитие науки и культуры. Социальноэкономические и культурные проблемы развития современной цивилизации. Учебно-трудовая сфера. Российские и международные экзамены и сертификаты по иностранным языкам. Филология как сфера профессиональной деятельности (литератор, переводчик, лингвист, преподаватель языка, библиотекарь). Возможности продолжения образования в высшей школе в России и за рубежом. Новые информационные технологии, интернет-ресурсы в гуманитарном образовании. Языки международного общения и их роль в многоязычном мире, при выборе профессии, при знакомстве с культурным наследием стран и континентов. Речевые умения Говорение Диалогическая речь Совершенствование умения участвовать в диалогах-обмена информацией, в диалогах смешанного типа в ситуациях официального и неофициального повседневного общения, включая профессионально ориентированные ситуации. Развитие умений: • беседовать при обсуждении книг, фильмов, теле- и радиопередач; • участвовать в полилоге, в том числе в форме дискуссии с соблюдением речевых норм и правил поведения, принятых в странах изучаемого языка, запрашивая и обмениваясь информацией, высказывая и аргументируя свою точку зрения, возражая, расспрашивая собеседника и уточняя его мнение и точки зрения, беря на себя инициативу в разговоре, внося пояснения и дополнения, выражая эмоциональное отношение к высказанному, обсуждаемому, прочитанному, увиденному. Монологическая речь Развитие умений таких публичных выступлений, как сообщение, доклад, представление результатов работы по проекту, ориентированному на выбранный профиль. Совершенствование умений: • подробно или кратко излагать прочитанное, прослушанное, увиденное; • давать характеристику персонажам художественной литературы, театра и кино, выдающимся историческим личностям, деятелям науки и культуры; • описывать события, излагать факты; • представлять свою страну и её культуру в иноязычной среде, страны изучаемого языка и их культуры в русскоязычной среде; • высказывать и аргументировать свою точку зрения; делать выводы; оценивать факты/события современной жизни и культуры. Аудирование Дальнейшее развитие умений понимать на слух с различной степенью полноты и точности содержание аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров. Развитие умений: • извлекать из аудиотекста необходимую, интересующую информацию; • определять тему и проблему в радио- и телепередачах филологической направленности (включая телелекции), выделять факты, примеры, аргументы в соответствии с поставленным вопросом/проблемой, обобщать содержащуюся в аудио- и телетексте фактическую и оценочную информацию, определяя своё отношение к ней. Чтение Дальнейшее развитие всех основных видов чтения различных аутентичных текстов − публицистических, филологических, художественных; ознакомительного чтения (с целью понимания основного содержания сообщений, обзоров, интервью, репортажей, публикаций в области филологии, отрывков из произведений художественной литературы); изучающего чтения (с целью полного понимания информации научнопопулярных статей в рамках выбранного профиля, отрывков из произведений художественной литературы); просмотрового/поискового чтения (с целью извлечения необходимой, искомой информации из текста статьи или нескольких статей, информационно-справочного материала). Развитие умений: • выделять необходимые факты и сведения; • обобщать описываемые факты и явления; • оценивать важность, новизну, достоверность информации; • понимать смысл текста и его проблематику, используя элементы анализа текста; • отбирать значимую информацию в тексте или ряде текстов для решения задач проектно-исследовательской деятельности. Письменная речь Развитие умений: • излагать содержание прочитанного/прослушанного иноязычного текста в тезисах, рефератах, обзорах; • кратко записывать основное содержание лекций учителя; • использовать письменную речь на иностранном языке в ходе проектноисследовательской деятельности, фиксировать и обобщать необходимую информацию, полученную из разных источников, составлять тезисы или развёрнутый план выступления; • описывать события, факты, явления; сообщать или запрашивать информацию, выражая собственное мнение, суждение. Перевод На профильном уровне в старшей школе осуществляется развитие профессионально ориентированных умений письменного перевода текстов с иностранного языка на русский. При обучении письменному переводу как двуязычной коммуникативной деятельности школьники овладевают: • навыками использования толковых и двуязычных словарей, другой справочной литературы для решения переводческих задач; • технологией выполнения полного и выборочного письменного перевода; • умением редактировать текст на родном языке. Иноязычными материалами для перевода служат тексты, соотносимые по своей тематике с выбранным профилем. Филологические знания и умения Иностранный язык вместе с такими предметами, как русский язык и литература, определяет направленность филологического профиля в старшей школе. Учитывая межпредметные связи, иностранный язык вносит вклад в формирование у школьников представлений о/об: • тесной связи лингвистики с гуманитарными науками (например, с историей, страноведением, культуроведением, литературоведением); • культурно-исторических вехах в возникновении и изучении языка, родственных языках, классификации языков, о различиях между русским и иностранными языками; • основных типах лексических единиц, омонимии, синонимии, полисемии, паронимии, иноязычных заимствованиях, нейтральной лексике, лексике разговорного и книжных стилей; • тексте как продукте речевой деятельности человека; повествовании, описании, рассуждении как композиционных типах речи; содержательных, риторических, языковых, стилистических и интонационных средствах связи в тексте; об особенностях построения диалогической и монологической речи; • функциональных стилях: публицистическом, разговорном, научном, деловом и художественно-беллетристическом; языковых средствах английского языка, характерных для книжного (высокого), среднего (нейтрального) и сниженного (разговорного) стилей; способах интерпретации художественного текста. Развиваются умения: • делать лингвистические наблюдения в отношении употребления слов, грамматических структур, лексико-грамматического, интонационносинтаксического построения речи в различных функциональных типах текста и обобщать их в виде языковых и речевых правил; • собирать и классифицировать идиоматические выражения и пословицы; Компенсаторные умения Расширение диапазона умений использовать имеющийся иноязычный речевой опыт для преодоления трудностей общения, вызванных дефицитом языковых средств, а также развитие следующих умений: • использовать паралингвистические (внеязыковые) средства (мимику, жесты); • использовать риторические вопросы; • использовать справочный аппарат (комментарии, сноски); • прогнозировать содержание текста по предваряющей информации (заголовку, началу); • понимать значение неизученных языковых средств на основе лингвистической и контекстуальной догадки; использовать переспрос для уточнения понимания; • использовать перифраз, толкование, синонимы; • находить эквивалентные замены для дополнения, уточнения, пояснения мысли. Учебно-познавательные умения Развитие специальных учебных умений, обеспечивающих соизучение языка и культуры при: • поиске и выделении в тексте новых лексических средств (включая лингвострановедческие реалии и лексику с лингвострановедческим фоном); • анализе языковых трудностей текста с целью более полного понимания смысловой информации; • заполнении обобщающих схем или таблиц для систематизации языкового, страноведческого и культуроведческого материала; • интерпретации лингвистических и культуроведческих фактов в тексте; • использовании словарей различных типов, современных информационных технологий при составлении индивидуальных профильно ориентированных тематических списков слов. Социокультурные знания и умения Развитие социокультурных знаний и умений происходит при сравнении правил речевого поведения в ситуациях повседневного общения, сопоставлении фактов родной культуры и культуры стран изучаемого языка. Социокультурные умения развиваются в процессе обучения старшеклассников общению на изучаемом языке, а также при чтении, аудировании и обсуждении содержания иноязычных текстов. В 11 классах учащиеся углубляют: • межпредметные знания о культурном наследии страны (стран) изучаемого языка, об условиях жизни разных слоёв общества; возможностях получения качественного образования; ценностных ориентирах; об особенностях жизни в поликультурном обществе. На профильном уровне речь учащихся обогащается лингвострановедческими реалиями и фоновой лексикой, они учатся опознавать и понимать их в устных и письменных текстах, используя информационно-справочные материалы. Языковые знания и навыки В старшей школе систематизируются языковые знания, полученные в основной школе, учащиеся продолжают овладевать новыми языковыми знаниями и навыками в соответствии с требованиями профильного уровня владения иностранным языком. Орфография Знание правил правописания, совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, входящему в лексико-грамматический минимум порогового уровня. Фонетическая сторона речи Совершенствование слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу. Лексическая сторона речи Систематизация лексических единиц, изученных во 2–9 классах, овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации устного и письменного общения. Расширение потенциального словаря за счёт овладения интернациональной лексикой, новыми значениями известных слов, новыми словами, образованными с помощью продуктивных способов словообразования. Развитие навыков распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики старшей школы, наиболее распространённых устойчивых словосочетаний, репликклише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка, а также терминов в рамках выбранного профиля. Грамматическая сторона речи Продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно, и коммуникативно-ориентированная систематизация грамматического материала, усвоенного в основной школе. Содержание спецкурса «Страноведение Великобритании » Тема 1. Введение в курс страноведения. (Лекция 1) 2. География (краткий обзор). (Лекция 2) 3. Завоевания. Завоеватели. Исторические заимствования в английском языке. (Лекция 3) 4. Композиционный состав Соединенного Королевства. История формирования нации. Национальная символика. (Лекция 4) 5. Политическое устройство Соединенного Королевства. Конституционная монархия. (Лекция 5) 6. Образование: начальное, среднее, высшее. Университеты. (Лекция 6) 7. Спорт. Отдых. (Лекция 7) Содержание Содержание курса. Понятия ‘Big Culture’ и ‘Little Culture’. Определение понятия ‘British Studies’. Цели курса. Острова. Рельеф. Регионы. Реки и озера. Климат. Крупнейшие города и порты. Древние поселенцы на Британских островах. Британия как часть Римской империи. Англосаксонское завоевание Британии. Викинги и датчане в Британии. Норманнское завоевание и его влияние на развитие Англии. Исторические заимствования в английском языке. Страны в составе Соединенного Королевства: Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия. Национальная символика. История формирования государства. Конституционная монархия. Роль королевы Елизаветы II в Великобритании в настоящее время. Парламент Великобритании. Палата лордов. Палата общин. Премьер министр и его кабинет. Политические партии. Система образования в Великобритании. Государственное образование: начальное, среднее, дальнейшее образование. Частное образование. Престижные частные школы. Университеты Великобритании Национальные виды спорта. Спортивный календарь. Спорт в школьной жизни. Основные хобби и увлечения. Роль пабов в общественной жизни страны. 8. Художественная культура Великобритании: живопись. (Лекция 8) Творчество классических художников Уильяма.Хоггарта, Джошуа Рейнольдса, Томаса Гейнсборо, Джона Констебля, Джозефа Тернера. Творчество художников 20 века Грехама Сазерленда, Дэвида Хокни, Стенли Спенсера. 9. Художественная культура Великобритании: музыкальное наследие. Музыкальные фестивали. (Лекция 9) Культурная жизнь Великобритании. Творчество классических композиторов Генри Перселла и Бенджамина Бриттена. Творчество А.Л.Вебера. Мюзиклы Вебера. Национальные фестивали в Уэльсе и Шотландии. Музыкальный фестиваль классической музыки в Лондоне (The Proms). 10. Великобритания и мир. Взаимоотношения со странами Евросоюза. (Лекция 10) Процветание Британской империи в 19 веке и начале 20 века. Распад Британской империи. Содружество бывших колоний. Британия в составе Евросоюза. Содержание курса «Страноведение США» Тема 1. География (обзор). Природное разнообразие. Регионы. (Лекция 1) 2. Открытие Америки. Коренные американцы. (Лекция 2) 3. Первые колонии. Война за независимость (17751783). (Лекция 3) 4. Гражданская война Содержание Географическое положение США. Климат (общая характеристика). Регионы США. Рельеф. Национальные парки. Крупнейшие города. Коренное население Америки и его вклад в развитие мировой цивилизации. Великие цивилизации: Майя, Инки, Ацтеки. Открытие Америки Колумбом и его последствия для коренного населения. Положение коренного населения в настоящее время. Первые Британские колонии в Северной Америке. Пуритане. Французские переселенцы на Американском континенте. Война между Британией и Францией. Война за независимость. Подписание Декларации о независимости. Образование США. Разногласия между индустриальным Югом (1861-1865). (Лекция 4) 5. Политическая система. Национальная символика. (Лекция 5) США и рабовладельческим Югом. Аболиционизм. Работорговля. Избрание президентом А.Линкольна. Образование Конфедерации. Гражданская война. Основные сражения. Прокламация об Освобождении. Итоги Гражданской войны. Конституция США. Федерализм. Законодательная, исполнительная и юридическая ветви власти. Конгресс: Палата представителей, Сенат. Президентская власть. Избирательная система. Двухпартийная система. Демократическая партия. Республиканская партия. Национальная символика: государственный герб, флаг, гимн. 6. Образование: начальное, среднее, высшее. Университеты. (Лекция 6) Государственное образование. Дошкольное образование. Начальная школа. Средняя школа. Старшие классы средней школы. Экзамены. Школьные традиции. Университетское образование. Престижные университеты. ’Лига плюща’. 7. Спорт. Отдых. Развлечения. (Лекция 7) Отношение к спорту в США. Национальные виды спорта: американский футбол, бейсбол, баскетбол. Популярные хобби и увлечения. Путешествия в стране и за рубежом. 8. Художественная культура США: музыкальное наследие. Вклад США в мировую музыкальную культуру. (Лекция 8) Музыка и танцы коренных американцев. Национальные фестивали. Музыкальные формы и стили США: рэгтайм, блюз, джаз, музыка в стиле кантри, рок-н-ролл. Мюзикл. Известные композиторы, музыканты, исполнители: Л.Армстронг, Б.Гудман, Д.Эллингтон, Д.Гершвин, Л.Бернстайн. Музыка в стиле рок. Популярные исполнители. 9. Художественная культура США: кинематограф. (Лекция 9) Киноиндустрия США. Влияние на развитие кинематографа в мире. Голливуд: переход от эпохи немого кино к звуковому. Знаменитые актеры. Самые кассовые фильмы. Ocкар. Церемония награждения. 10. США и мир. Иммиграция. (Лекция 10) Иммиграция в США в 18-20 веках. Коренные обитатели Америки. Британские переселенцы. Афро-американцы. Иммигранты из северной и западной Европы. Иммиграция из южной и восточной Европы. Латино-американцы. Иммигранты из Азии. ‘Плавильный котел’ или ‘салатница’. Проблема расовой дискриминации. Тематическое планирование 10 класс. Страноведение Великобритании № п/п 1 2 3 Наименование разделов и тем Введение в курс. Содержание курса. Понятия ‘Big Culture’ и ‘Little Culture’. Определение понятия ‘British Study’. Цели курса. (Лекция 1) География (краткий обзор) Острова. Рельеф. Регионы. Реки и озера. Климат. Крупнейшие города и порты. (Лекция 2: часть 1) (Лекция 2: часть 2) Завоевания. Завоеватели. Исторические заимствования в английском языке. Древние поселенцы на Британских островах. Британия как часть Римской империи. Англосаксонское завоевание Британии. Викинги и датчане в Британии. Норманнское завоевание и его влияние на развитие Всего аудиторных часов Лекции 2 1 3 2 3 2 Из них Практические занятия /самостоятельные работы / видеоуроки / контроль 1 Практическое занятие 1. Работа с картой. Работа со словарем. 1 Самостоятельная работа 1. Сохранение национальной принадлежности. Национальные языки. 1 Самостоятельная работа 2. Англия. Исторический экскурс. Археологические раскопки. Планируемые результаты Личностные результаты включают: - осознание значимости чтения и изучения страноведения для своего дальнейшего развития; - стремление к саморазвитию, совершенствованию духовнонравственных качеств, пониманию особенности англоязычной культуры в контексте мировой; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. 4 5 6 7 Англии. (Лекция 3: часть 1) (Лекция 3: часть 2) Тест №1 (лекции 1-3) Композиционный состав Соединенного Королевства. История формирования нации. Национальная символика. Страны в составе Соединенного Королевства: Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия. История формирования государства. (Лекция 4: часть 1) (Лекция 4: часть 2) Политическое устройство Соединенного Королевства. Конституционная монархия. Роль королевы Елизаветы II в Великобритании в настоящее время. Парламент Великобритании. Палата лордов. Палата представителей. Премьер министр и его кабинет. Политические партии. (Лекция 5: часть 1) (Лекция 5: часть 2) Образование: начальное, среднее, высшее. Университеты. Система образования в Великобритании. Государственное образование: начальное, среднее, дальнейшее образование. Частное образование. Престижные частные школы. Университеты Великобритании. (Лекция 6: часть 1) 1 1 3 2 1 Самостоятельная работа 3. Страны в составе Соединенного Королевства: Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия. Национальные традиции. 3 2 1 Самостоятельная работа 4. Монархическая династия. Парламентские традиции. 4 2 1 Самостоятельная работа 5. Старшие классы государственной средней школы. 1 Видеоурок Начальная школа. Престижные Метапредметные результаты проявляются: - в умении находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе ресурсы Интернета; - в умении организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального творческого проекта; - в умении структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводы. Предметные результаты: 1) в познавательной сфере: - понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы; - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; - владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. 2) в ценностно-ориентационной сфере: (Лекция 6: часть 2) 8 9 10 11 Тест №2 (лекции 4-6) Спорт. Отдых. Национальные виды спорта. Спортивный календарь. Спорт в школьной жизни. Основные хобби и увлечения. Роль пабов в общественной жизни страны. (Лекция 7: часть 1) (Лекция 7: часть 2) Художественная культура Великобритании: живопись. Уильяма.Хоггарта, Джошуа Рейнольдса, Томаса Гейнсборо, Джона Констебля, Джозефа Тернера. Творчество художников 20 века Грехама Сазерленда, Дэвида Хокни, Стенли Спенсера. (Лекция 8: часть 1) (Лекция 8: часть 2) Художественная культура Великобритании: музыкальное наследие. Музыкальные фестивали Культурная жизнь Великобритании. Творчество классических композиторов Генри Перселла и Бенджамина Бриттена. Творчество А.Л.Вебера. Мюзиклы Вебера. Национальные фестивали в Уэльсе и Шотландии. Музыкальный фестиваль классической музыки в Лондоне (The Proms). университеты. 1 1 3 2 1 Самостоятельная работа 6. Спорт. Игры стран содружества. Государственные праздники. 3 2 1 Практическое занятие 2. Художественные галереи, музеи Великобритании. 4 2 1 Самостоятельная работа 7. Музыкальный бизнес. Поп-музыка. 1 Видеоурок Творчество А.Л.Вебера. Мюзиклы Вебера - приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; - формулирование собственного отношения к произведениям англоязычной литературы, их оценка. (Лекция 9: часть 1) (Лекция 9: часть 2) 12 13 Тест №3 (лекции 7-9) Великобритания и мир. Взаимоотношения со странами Евросоюза. Процветание Британской империи в 19 веке и начале 20 века. Распад Британской империи. Содружество бывших колоний. Британия в составе Евросоюза. (Лекция 10: часть 1) (Лекция 10: часть 2) Итого часов: 1 1 3 2 1 Самостоятельная работа 8. Британия в составе Евросоюза. 34 19 15 :8 самостоятельных работ 2 практических занятия 2 видеоурока 3 теста Тематическое планирование 11 класс Страноведение США № п/п 1 Наименование разделов и тем География (обзор). Природное разнообразие. Регионы. Географическое положение США. Климат (общая характеристика). Регионы США. Рельеф. Национальные парки. Крупнейшие города. (Лекция 1: часть1) (Лекция 1: часть 2) Всего Лекции аудиторных часов 3 2 Из них Практические занятия /самостоятельные работы / контроль 1 Практическое занятие 1. Природные достопримечательности США. Климат. Национальные Планируемые результаты Личностные результаты включают: - осознание значимости чтения и изучения страноведения для своего дальнейшего развития; - стремление к саморазвитию, совершенствованию духовнонравственных качеств, пониманию особенности англоязычной культуры в контексте мировой; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. парки. 2 3 4 5 Открытие Америки. Коренные американцы. Коренное население Америки и его вклад в развитие мировой цивилизации. Великие цивилизации: Майя, Инки, Ацтеки. (Лекция 2: часть1) (Лекция 2: часть 2) Первые колонии. Война за независимость (1775-1783). Первые Британские колонии в Северной Америке. Пуритане. Французские переселенцы на Американском континенте. Война между Британией и Францией. Война за независимость. Подписание Декларации о независимости. Образование США. (Лекция 3: часть1) (Лекция 3: часть 2) Тест №1 (лекции 1-3) Гражданская война (1861-1865). Разногласия между индустриальным Югом США и рабовладельческим Югом. Аболиционизм. Работорговля. Избрание президентом А.Линкольна. Образование Конфедерации. Гражданская война. Основные сражения. Прокламация об Освобождении. Итоги Гражданской войны. (Лекция 4: часть1) (Лекция 4: часть 2) 3 3 2 2 1 3 1 Самостоятельная работа 1. Коренные американцы. Культурные традиции, фестивали. 1 Самостоятельная работа 2. Причины Войны за Независимость. Бостонское чаепитие. День Независимости 4 июля. Метапредметные результаты проявляются: - в умении находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе ресурсы Интернета; - в умении организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального творческого проекта; - в умении структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводы. 1 2 1 Самостоятельная работа 3. Ключевые даты американской истории. Известные фильмы. Авраам Линкольн. Предметные результаты: 1) в познавательной сфере: - понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы; - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; - владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. 2) в ценностно-ориентационной сфере: - приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовнонравственными ценностями других народов; 6 7 8 9 10 Политическая система. Национальная символика. Конституция США. Федерализм. Законодательная, исполнительная и юридическая ветви власти. Конгресс: Палата представителей, Сенат. Президентская власть. Избирательная система. Двухпартийная система. Демократическая партия. Республиканская партия. Национальная символика: государственный герб, флаг, гимн. (Лекция 5: часть1) (Лекция 5: часть 2) Образование: начальное, среднее, высшее. Университеты. Государственное образование. Дошкольное образование. Начальная школа. Средняя школа. Старшие классы средней школы. Экзамены. Школьные традиции. Университетское образование. Престижные университеты. ’Лига плюща’. (Лекция 6: часть1) (Лекция 6: часть 2) Тест №2 (лекции 4-6) Спорт. Отдых. Развлечения. Отношение к спорту в США. Национальные виды спорта: американский футбол, бейсбол, баскетбол. Популярные хобби и увлечения. Путешествия в стране и за рубежом. (Лекция 7: часть1) (Лекция 7: часть 2) Художественная культура США: музыкальное наследие. Вклад США в мировую музыкальную культуру. Музыка и танцы коренных американцев. Национальные 3 2 1 Самостоятельная работа 4. Декларация Независимости. Конституция. Правительство США. 3 2 1 Самостоятельная работа 5. Средняя школа. Старшие классы средней школы. Традиции. 1 3 1 2 1 Самостоятельная работа 6. Отдых, развлечения американских подростков. Американский футбол. фестивали. Музыкальные формы и стили США: рэгтайм, блюз, джаз, музыка в стиле кантри, рок-н-ролл. Мюзикл. Известные композиторы, музыканты, исполнители: Л.Армстронг, Б.Гудман, Д.Эллингтон, Д.Гершвин, Л.Бернстайн. Музыка в стиле рок. Популярные исполнители. (Лекция 8: часть1) (Лекция 8: часть 2) 11 12 13 14 Художественная культура США: кинематограф. Киноиндустрия США. Влияние на развитие кинематографа в мире. Голливуд: переход от эпохи немого кино к звуковому. Знаменитые актеры. Самые кассовые фильмы. Ocкар. Церемония награждения. (Лекция 9: часть1) (Лекция 9: часть 2) Тест №3 (лекции 7-9) США и мир. Иммиграция. Иммиграция в США в 18-20 веках. Коренные обитатели Америки. Британские переселенцы. Афро-американцы. Иммигранты из северной и западной Европы. Иммиграция из южной и восточной Европы. Латиноамериканцы. Иммигранты из Азии. ‘Плавильный котел’ или ‘салатница’. Проблема расовой дискриминации. (Лекция 10: часть1) (Лекция 10: часть 2) Итоговый зачет (Великобритания и США) Итого часов: 3 2 1 Самостоятельная работа 7. Музыка в кинематографе. Джаз. 3 2 1 Самостоятельная работа 8. Голливуд. Известные фильмы. Дети в кинематографе. 1 1 3 2 1 34 20 1 Самостоятельная работа 9. Иммиграция в США. Глобализация. 1 14:9 самостоятельных работ 1 практическое занятие 4 теста Оценка планируемых результатов Контроль и оценивание в рамках данного курса призваны показать, в какой степени учащиеся достигли целей и задач курса. Цель оценки заключается в поддержании уверенности и мотивации учащегося в ходе учебного процесса и на его итоговом этапе, а также формировании уважительного отношения к себе и своим достижениям. Основными объектами контроля являются виды речевой деятельности (речевая компетенция), языковые знания и умения (языковая компетенция), социокультурные знания (социокультурная компетенция). Речевая компетенция проверяется в аудировании, чтении, говорении и письме. Умение говорения оценивается в ходе беседы, ответов на вопросы, обсуждении записанного в ходе лекции материала, презентаций на заданную тему. Проверка умений в письменной речи осуществляется при составлении конспектов лекций. Умения и навыки аудирования проверяются в процессе работы с видеои аудиоматериалами. Оценивается правильность ответов и достоверность информации, извлеченной из прослушанного и увиденного. При чтении оценивается умение учащихся понимать содержание прочитанного, умение извлекать информацию из текста. Учащимся предлагаются задания на соотнесение информации, на множественный выбор. Преподаватель может варьировать формы и виды контроля: текущий контроль: фронтальный (устный) опрос или тестовые задания; итоговый контроль: зачет (форма зачета – письменный тест) или творческая работа (индивидуальные презентации , индивидуальные минипроекты. Критерии оценки устного ответа Устный опрос не является основным способом учета знаний учащихся по предмету. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логичное последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ученика необходимо учитывать следующие критерии: полноту и правильность ответа, степень осознанности, понимания изучаемого, языковое оформление ответа. Оценка "OТЛИЧНО" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание фактического материала, умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы. Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание фактического материала, умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в речевом оформлении высказываний. Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания. Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ обнаруживает незнание фактического материала и неумение его анализировать; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения языковой нормы. Критерии оценки тестовых заданий Оценки выставляются по процентной шкале: Отметка «5» - 90 % - 100 % задания выполнено верно Отметка «4» - 70 % - 89 % задания выполнено верно Отметка «3» - 50 % - 69 % задания выполнено верно Отметка «2» - 0% - 49% задания выполнено верно 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Критерии оценки творческих проектных заданий Evaluation Criteria Conformity between the theme and the content of the project. Соответствие содержания заявленной теме. Consistency of the narration. Логичность изложения. Line of argument. Аргументированность. Research character, independence of judgement. Исследовательский характер работы, самостоятельность суждений. Good command of the material. Свободное владение материалом. Fluency of English. Accuracy. Владение английским языком. Грамотность. Ability to get through in 10-15 minutes. Умение изложить материал за 10-15 минут. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)