Приложение № 2 к Основной общеобразовательной программе основного общего образования утв. приказом МБОУ Гимназии № 2 от 31.08.2023 № 240/п РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Английская и американская литература» для обучающихся 10-11 классов Автор-составитель: учитель английского языка Парфенова И.А. Саров 2023 Содержание Пояснительная записка ………………………………………………………......3 Актуальность Педагогическая целесообразность Цели и задачи Общая характеристика элективного курса ……………………………………..8 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса ……………………………………………………………………………...11 Планируемые результаты освоения курса …………………………………….13 Содержание обучения …………………..............................................................14 Тематическое планирование ……………………………………………………21 Английская литература 10 класс Американская литература 11 класс Оценка планируемых результатов …………………………………………..…35 Критерии оценки устного ответа Критерии оценки тестовых заданий Критерии оценки творческих проектных заданий Вопросы для итогового зачета и примерные темы самостоятельных реферативных работ 2 Пояснительная записка В соответствии с положениями ФГОС решение задач, поставленных перед школьным образовательным курсом по английскому языку, будет неполным без решения как учебных, так и воспитательных, образовательных и развивающих задач. Для этого необходимо не только формировать у учащихся компоненты коммуникативной компетенции, но и уделять внимание их нравственному становлению, расширять кругозор, укреплять интерес к учению и способствовать совершенствованию интеллекта. В учебной деятельности реализуется интегративный подход, в соответствии с которым на уроках и в самостоятельной работе решаются комплексные задачи обучения, воспитания, образования и развития учащихся. Компетентностная направленность обучения позволяет решать педагогические задачи прагматического характера, готовя учащихся к умелому функционированию в реальном мире. Таким образом, можно сделать вывод, что проблема интегративных взаимодействий чрезвычайно актуальна в современной методике, что интегрированный курс «Английская и американская литература» вносит свой вклад в решение задачи разностороннего, поликультурного развития личности, и отсюда он является неотъемлемой частью процесса построения личностно-ориентированной модели нашей гимназии. Интегративные процессы заметно обогащают образовательное пространство школы. Они диктуют применение новых методов и технологий. Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей. Уже много лет в школе существует профильное обучение на старшей ступени. Одним из самых популярных профилей среди учащихся, особенно в последнее время, является языковой профиль, предполагающий углублённое изучение языковых дисциплин и смежных гуманитарных дисциплин. Процесс усвоения прикладных лингвистических знаний направлен на развитие познавательной деятельности и интереса учащихся, а также использование полученных знаний при поступлении в ВУЗы гуманитарного профиля. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что она разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность). В основе концепции программы лежат принципы личностноориентированного подхода и дифференцированное обучение, ставящего в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, и овладения языком через формирование позитивного отношения к процессу обучения и развитие 3 мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. Занятия проводятся с использованием технологии проблемного обучения. Современные технологии, онлайн материалы, видеофильмы, аудиозаписи и дидактические пособия позволяют сделать процесс обучения интересным и эффективным. Общая характеристика элективного курса Данная программа опирается и развивает все то, что заложено в основных курсах английского языка и истории английской и американской литературы, в элективном курсе по страноведению, усложняя интеллектуальные задачи и решая их за счет интеграции. Стержневой основой построения программы является развитие гуманистических идей в истории английской и американской литературы от средних веков до наших дней. Эти идеи стали названиями разделов, комментарием к произведению или теме. В основном, это идеи свободы личности, свободы выбора, идеи нравственного совершенствования, идея взаимосвязи долга и ответственности и т.д. Расположен материал в хронологической последовательности. В школьном курсе не представляется возможным изучить английскую и американскую литературу в полном объеме, поэтому в программе представлены лучшие произведения английской и американской литературы. Элективный курс по английской и американской литературе для учащихся 10-11 классов входит в образовательную область «Филология» учебного плана гимназии. Общий курс английской и американской литературы рассчитан на 2 года (10, 11 класс – 68 часов) и делится на 52 лекционных часа и на 16 часов практических занятий. На практических занятиях учащиеся выявляют свои знания теоретического материала и приобретают навыки анализа художественных произведений на материале наиболее значительных и этапных произведений литературы стран изучаемого языка. Кроме того, контролируемая преподавателем самостоятельная работа учащихся дает им возможность расширить круг произведений литературы, получить системное представление о развитии литературы стран изучаемого языка и лучше подготовиться к итоговому зачету. Программа модифицирует, дополняет и углубляет курс по английской и американской литературе, предложенный в следующих учебных пособиях и хрестоматиях: 1. Английская и американская литература=English and American Literature /Авт.сост. Н.Л. Утевская. – СПб.: Антология, 2018. 2. Английская литература 19-начала 20вв. Учебное пособие для 10-11 кл. школ с углубленным изучением английского языка. /Сост. В.Р. Турусова.- М.: Просвещение, 2006. – 208 с. 3. Мировая классика на английском языке. /Под ред.О.В. Афанасьевой, 9-11 класс. – М.: ЦентрКом, 2000.- 352 с. 4 4. Мировая классика на английском языке. /Под ред.О.В. Афанасьевой, 8-10 класс. – М.: ЦентрКом, 2000. - 392 с. 5. Delaney D., Ward C., Fiorina C.R. Fields of Vision/Literature in the English Language. Volumes 1, 2, Teacher’s Book. - Longman, 2003. Преподавание ведется по лекционно-зачетной системе на английском языке, поэтому важную роль приобретают лекции, которые ребята систематически записывают и которыми пользуются при подготовке к практическим занятиям. Цели элективного курса В процессе изучения курса «Английская и американская литература» на профильном уровне среднего (полного) общего образования, реализуются следующие цели: • дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебнопознавательной): - речевая компетенция – функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), в том числе ориентированные на выбранный профиль, передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо), планировать своё речевое и неречевое поведение с учётом статуса партнёра по общению; - языковая (лингвистическая) компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, отобранными для выбранного профиля, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях; систематизация языковых знаний, полученных в основной школе, увеличение их объёма за счёт информации профильно ориентированного характера; - социокультурная компетенция (включающая социолингвистическую) – расширение объёма знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка, совершенствование умений строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учётом профильно ориентированных ситуаций общения, умения адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентациях; - компенсаторная компетенция – совершенствование умения выходить из положения при дефиците языковых средств в процессе иноязычного общения, в том числе в профильно ориентированных ситуациях общения; - учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать её продуктивность; использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования, прежде всего в рамках выбранного профиля; • развитие и воспитание способностей к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации; 5 формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота, а также субъекта межкультурного взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектноисследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля. Основные цели элективного курса «Английская и американская литература» образуют общую цель - создать у учащихся целостное представление о развитии литературы стран изучаемого языка как составной части менталитета английского и американского народов, их культуре и языковых картинах мира. Задачи элективного курса Задачами изучения элективного курса является ознакомление учащихся с основными тенденциями в развитии английской и американской литературы на примере лучших её образцов, формирование привычки к вдумчивому и внимательному чтению, а также обучение работе с художественным произведением. В процессе обучения учащийся должен выработать умение самостоятельно анализировать художественное произведение, определять его место в творчестве писателя, а творчество писателя, в свою очередь, уметь рассмотреть в контексте всей английской или американской литературы. Все это должно способствовать не только расширению общего кругозора учащихся, но также овладению английским языком, т.к. в процессе чтения произведений в оригинале и в ходе последующей свободной дискуссии развиваются речевые навыки, приобретается образность речи. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения элективного курса «Английская и американская литература» Элективный курс «Английская и американская литература» как интегративный предмет социального характера обладает уникальным потенциалом для достижения большинства личностных и метапредметных результатов обучения, выделенных ФГОС. Личностные результаты: •осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; •понимать значение литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; •стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности англоязычной культуры в контексте мировой; 6 •использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернетресурсы и др.); •формулировать горизонт своих интересов. Метапредметные результаты: •находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе ресурсы Интернета; понимать разницу между текстом и гипертекстом; •организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального или коллективного творческого проекта; • структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводы; •организовывать свою поисковую и исследовательскую деятельность, прогнозировать её результативность и оценку; •аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; •анализировать текст на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления; •работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты: 1) в познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы; • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в 7 раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; • формулирование собственного отношения к произведениям англоязычной литературы, их оценка; • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств английского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; 4) в эстетической сфере: • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; • понимание роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Планируемые результаты изучения элективного курса «Английская и американская литература» Ученик научится: - осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; - адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; - интерпретировать прочитанное, выбирать произведения для самостоятельного чтения; - воспринимать художественный текст как произведение искусства; - определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения; - выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение; - определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; - анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументируя свое отношение к прочитанному; 8 - создавать собственный текст; - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства; - работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки Ученик получит возможность научиться: - выбирать путь анализа произведения; - дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть ее художественную и смысловую функции; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; - сопоставлять произведения русской и мировой литературы, определяя линии сопоставления; - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее результаты в разных форматах (исследовательская работа, реферат, проект), в том числе с использованием Интернет-ресурсов. Освоив интегрированный курс «Английская и американская литература» учащиеся должны овладеть следующими навыками и компетенциями: 1) иметь представление об основных закономерностях развития английской и американской литературы; 2) знать этапы её эволюции, творчество наиболее ярких представителей литературы Англии и США, художественные направления и творческие методы, бытующие на том или ином этапе развития английской и американской литературы. 3) уметь самостоятельно анализировать художественный текст, аргументировать свои взгляды и оценки в ходе обсуждения произведения, опираясь на знания истории английской и американской литературы и навыки, приобретённые во время практических занятий по анализу художественного текста. Содержание элективного курса (лингвистическое) Предметное содержание речи Социокультурная сфера. Страна (страны) изучаемого языка, их культурные достопримечательности. Основные культурно-исторические вехи в развитии изучаемых стран и России. Вклад России и стран изучаемого языка в развитие науки и культуры. Социально-экономические и культурные проблемы развития современной цивилизации. Учебно-трудовая сфера. Филология как сфера профессиональной деятельности (литератор, переводчик, лингвист, преподаватель языка, библиотекарь). Возможности продолжения образования в высшей школе в России и за рубежом. Новые информационные технологии, интернет-ресурсы в гуманитарном образовании. Языки международного общения и их роль в 9 многоязычном мире, при выборе профессии, при знакомстве с культурным наследием стран и континентов. Речевые умения Говорение Диалогическая речь Совершенствование умения участвовать в диалогах-обмена информацией, в диалогах смешанного типа в ситуациях официального и неофициального повседневного общения, включая профессионально ориентированные ситуации. Развитие умений: • беседовать при обсуждении книг, фильмов, теле- и радиопередач; • участвовать в полилоге, в том числе в форме дискуссии с соблюдением речевых норм и правил поведения, принятых в странах изучаемого языка, запрашивая и обмениваясь информацией, высказывая и аргументируя свою точку зрения, возражая, расспрашивая собеседника и уточняя его мнение и точки зрения, беря на себя инициативу в разговоре, внося пояснения и дополнения, выражая эмоциональное отношение к высказанному, обсуждаемому, прочитанному, увиденному. Монологическая речь Развитие умений таких публичных выступлений, как сообщение, доклад, представление результатов работы по проекту, ориентированному на выбранный профиль. Совершенствование умений: • подробно или кратко излагать прочитанное, прослушанное, увиденное; • давать характеристику персонажам художественной литературы, театра и кино, выдающимся историческим личностям, деятелям науки и культуры; • описывать события, излагать факты; • представлять свою страну и её культуру в иноязычной среде, страны изучаемого языка и их культуры в русскоязычной среде; • высказывать и аргументировать свою точку зрения; делать выводы; оценивать факты/события современной жизни и культуры. Аудирование Дальнейшее развитие умений понимать на слух с различной степенью полноты и точности содержание аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров. Развитие умений: • извлекать из аудиотекста необходимую, интересующую информацию; • определять тему и проблему в радио- и телепередачах филологической направленности (включая телелекции), выделять факты, примеры, аргументы в соответствии с поставленным вопросом/проблемой, обобщать 10 содержащуюся в аудио- и телетексте фактическую и оценочную информацию, определяя своё отношение к ней. Чтение Дальнейшее развитие всех основных видов чтения различных аутентичных текстов − публицистических, филологических, художественных; ознакомительного чтения (с целью понимания основного содержания сообщений, обзоров, интервью, репортажей, публикаций в области филологии, отрывков из произведений художественной литературы); изучающего чтения (с целью полного понимания информации научнопопулярных статей в рамках выбранного профиля, отрывков из произведений художественной литературы); просмотрового/поискового чтения (с целью извлечения необходимой, искомой информации из текста статьи или нескольких статей, информационно-справочного материала). Развитие умений: • выделять необходимые факты и сведения; • обобщать описываемые факты и явления; • оценивать важность, новизну, достоверность информации; • понимать смысл текста и его проблематику, используя элементы анализа текста; • отбирать значимую информацию в тексте или ряде текстов для решения задач проектно-исследовательской деятельности. Письменная речь Развитие умений: • излагать содержание прочитанного/прослушанного иноязычного текста в тезисах, рефератах, обзорах; • кратко записывать основное содержание лекций учителя; • использовать письменную речь на иностранном языке в ходе проектноисследовательской деятельности, фиксировать и обобщать необходимую информацию, полученную из разных источников, составлять тезисы или развёрнутый план выступления; • описывать события, факты, явления; сообщать или запрашивать информацию, выражая собственное мнение, суждение. Перевод На профильном уровне в старшей школе осуществляется развитие профессионально ориентированных умений письменного перевода текстов с иностранного языка на русский. При обучении письменному переводу как двуязычной коммуникативной деятельности школьники овладевают: • навыками использования толковых и двуязычных словарей, другой справочной литературы для решения переводческих задач; • технологией выполнения полного и выборочного письменного перевода; • умением редактировать текст на родном языке. Иноязычными материалами для перевода служат тексты, соотносимые по своей тематике с выбранным профилем. Филологические знания и умения 11 Иностранный язык вместе с такими курсами, как английская и американская литература и страноведение, определяет направленность филологического профиля в старшей школе. Учитывая межпредметные связи, иностранный язык вносит вклад в формирование у школьников представлений о/об: • тесной связи лингвистики с гуманитарными науками (например, с историей, страноведением, культуроведением, литературоведением); • культурно-исторических вехах в возникновении и изучении языка, родственных языках, классификации языков, о различиях между русским и иностранными языками; • основных типах лексических единиц, омонимии, синонимии, полисемии, паронимии, иноязычных заимствованиях, нейтральной лексике, лексике разговорного и книжных стилей; • тексте как продукте речевой деятельности человека; повествовании, описании, рассуждении как композиционных типах речи; содержательных, риторических, языковых, стилистических и интонационных средствах связи в тексте; об особенностях построения диалогической и монологической речи; • функциональных стилях: публицистическом, разговорном, научном, деловом и художественно-беллетристическом; языковых средствах английского языка, характерных для книжного (высокого), среднего (нейтрального) и сниженного (разговорного) стилей; способах интерпретации художественного текста. Развиваются умения: • делать лингвистические наблюдения в отношении употребления слов, грамматических структур, лексико-грамматического, интонационносинтаксического построения речи в различных функциональных типах текста и обобщать их в виде языковых и речевых правил; • собирать и классифицировать идиоматические выражения и пословицы; Компенсаторные умения Расширение диапазона умений использовать имеющийся иноязычный речевой опыт для преодоления трудностей общения, вызванных дефицитом языковых средств, а также развитие следующих умений: • использовать паралингвистические (внеязыковые) средства (мимику, жесты); • использовать риторические вопросы; • использовать справочный аппарат (комментарии, сноски); • прогнозировать содержание текста по предваряющей информации (заголовку, началу); • понимать значение неизученных языковых средств на основе лингвистической и контекстуальной догадки; использовать переспрос для уточнения понимания; • использовать перифраз, толкование, синонимы; • находить эквивалентные замены для дополнения, уточнения, пояснения мысли. 12 Учебно-познавательные умения Развитие специальных учебных умений, обеспечивающих соизучение языка и культуры при: • поиске и выделении в тексте новых лексических средств (включая лингвострановедческие реалии и лексику с лингвострановедческим фоном); • анализе языковых трудностей текста с целью более полного понимания смысловой информации; • заполнении обобщающих схем или таблиц для систематизации языкового, страноведческого и культуроведческого материала; • интерпретации лингвистических и культуроведческих фактов в тексте; • использовании словарей различных типов, современных информационных технологий при составлении индивидуальных профильно ориентированных тематических списков слов. Социокультурные знания и умения Развитие социокультурных знаний и умений происходит при сравнении правил речевого поведения в ситуациях повседневного общения, сопоставлении фактов родной культуры и культуры стран изучаемого языка. Социокультурные умения развиваются в процессе обучения старшеклассников общению на изучаемом языке, а также при чтении, аудировании и обсуждении содержания иноязычных текстов. В 10-11 классах учащиеся углубляют: • межпредметные знания о культурном наследии страны (стран) изучаемого языка, об условиях жизни разных слоёв общества; возможностях получения качественного образования; ценностных ориентирах; об особенностях жизни в поликультурном обществе. На профильном уровне речь учащихся обогащается лингвострановедческими реалиями и фоновой лексикой, они учатся опознавать и понимать их в устных и письменных текстах, используя информационно-справочные материалы. Языковые знания и навыки В старшей школе систематизируются языковые знания, полученные в основной школе, учащиеся продолжают овладевать новыми языковыми знаниями и навыками в соответствии с требованиями профильного уровня владения иностранным языком. Орфография Знание правил правописания, совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, входящему в лексико-грамматический минимум порогового уровня. Фонетическая сторона речи Совершенствование слухопроизносительных и ритмико-интонационных навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу. Лексическая сторона речи 13 Систематизация лексических единиц, изученных во 5–9 классах, овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации устного и письменного общения. Расширение потенциального словаря за счёт овладения интернациональной лексикой, новыми значениями известных слов, новыми словами, образованными с помощью продуктивных способов словообразования. Развитие навыков распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации в рамках тематики старшей школы, наиболее распространённых устойчивых словосочетаний, репликклише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка, а также терминов в рамках выбранного профиля. Грамматическая сторона речи Продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно, и коммуникативно-ориентированная систематизация грамматического материала, усвоенного в основной школе. Содержание элективного курса (литературное) Периодизация литературного процесса. Литература Средних веков. Литература Возрождения. Литература XVIII века: просвещение, предромантизм. Литература XIX века: романтизм, реализм. Литература рубежа XIX-XX веков. Литература XX века: реализм, модернизм. Введение. Предмет, задачи, структура курса, особенности систематизации материала, требования к работе учащихся на практических занятиях и при самостоятельном изучении художественного материала, информация о художественных и учебных книгах, которые могут быть использованы учащимися при изучении курса. Национальное и общечеловеческое в литературном произведении. Литературное произведение как система в единстве формы и содержании. Основные принципы и приемы анализа. Средневековый эпос и американский фольклор как источники национального сознания и литературного мышления. Создание национальных эпосов, их назначение, особенности образной системы и системы ценностей. Рыцарская литература. Соединение жанров эпоса и рыцарской литературы лирики в цикле легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Утверждение национальных духовных ценностей в этих легендах. Развитие средневековых образов и художественных идей в последующем развитии английской и американской литературы. Американский фольклор - его типологические и уникальные черты. Объединение устной и письменной речи. Документальность, историзм, мифологизация реальных людей. Особенности национального сознания, национальный юмор в фольклоре как источники американской литературы. Литература эпохи Возрождения в Англии. Возрождение как гармония божественного и человеческого, высокодуховного и материального. Развитие 14 традиций и идеалов античности, продолжение и опровержение традиций Средневековья. Человек как высшая ценность в художественной культуре эпохи Возрождения. Литературная картина Англии в эпоху Возрождения, выдающиеся мастера слова. Творчество У. Шекспира. Универсальный гуманизм и художественная глубина творчества Шекспира. Основные виды и жанры творчества. Драматургия Шекспира как высшее достижение мировой драматургической мысли эпохи Возрождения. Эволюция творчества Шекспира и три этапа развития гуманистического сознания в мировой культуре. Основные произведения Шекспира, их место в мировой, а также в английской и американской литературе. "Шекспировский вопрос". Просвещение в американской и английской литературе. Культ Разума и революция в сознании в эпоху Просвещения. Просвещение как система идеологических, социальных и нравственных ценностей, оказавшая влияние на развитие художественного мышления. Специфические условия развития литературы Просвещения в Англии и Америке. Основные этапы развития английского Просвещения и творчество Дефо и Свифта. "Новое мышление" американских просветителей и идейно-художественные открытия в творчестве Б.Франклина. Предромантизм. Выдающееся значение поэзии Р. Бернса. Романтизм в английской и американской литературе. Метафорическое отражение противоречий действительности в литературе романтизма. Революция в области художественных форм и средств литературного творчества. Создание образа воображаемой действительности и героя в целях полемики с существующими нормами жизнеустройства и с отношением к человеку. Двоемирие романтического литературного мышления и его специфика, обусловленная национальными особенностями развития каждой страны и своеобразием творческого метода писателей-романтиков. Байрон как центральная фигура английского и европейского романтизма. Выдающееся место американской романтической литературы в мировой культуре. "Преждевременные открытия" американских романтиков (В. Ирвинга и Э.А. По). Место творчества Эдгара По в американской и мировой литературе. Реализм. Реализм как ведущее художественное направление во второй половине ХIХ века в европейских странах и США. Новая, материалистически-эволюционная картина мира и представление о человеке как системе, развивающейся и преобразующей мир в литературе реализма. Критическое отношение большинства мастеров литературы к системе общественных отношений в своих странах и в мире. Обновление традиционных и развитие новых литературных форм и средств художественного воспроизведения, и исследования внутреннего мира человека и окружающей его действительности в реалистической литературе. Расширение жанровой палитры художественного мышления. Особое место романа в литературе реализма. Реализм в Англии и Америке. Творчество 15 Ч. Диккенса и Ш. Бронте в Англии. Реалистическое осмысление национальной жизни в произведениях М. Твена в США. Марк Твен - прямой наследник американского фронтирного сознания и юмористики. Литература рубежа ХIХ и ХХ вв. Распад цельности в представлении о картине мира и месте человека в ней. Литература, с одной стороны, отражение общественной борьбы и, с другой, - стремления предельно глубоко уйти в неизведанные бездны человеческой души, на совершенно новые, пока не ясные пути искусства. Многообразие художественных течений и направлений как отражение кризисного сознания. Поствикторианская эпоха в Англии и богатство художественных поисков в литературе. Основные нереалистические течения (эстетизм, символизм), (Уайльд). Новые черты реализма рубежа веков в творчестве Дж. Голсуорси. У. Уитмен - революция в поэтическом сознании и стихотворной форме. Литература первой половины ХХ в. Дух отрицания прежней жизни и стремления к устройству ее на новых началах в литературе Англии и США. Небывалое разнообразие художественных поисков в самых различных направлениях, создание бесчисленных художественных миров. Сюрреализм, футуризм, импрессионизм, натурализм, экспрессионизм, техника "потока сознания" как влиятельные явления нереалистической литературы и как крупные или локальные революции в литературном мышлении человечества. "Золотой век" американской литературы и ее ведущее положение в мировой. Общая картина литературного развития в Англии и США. Творчество Б. Шоу и английская действительность. Э. Хемингуэй, Т. Уильямс, Р. Фрост - выдающиеся мастера-новаторы американской и мировой литературы. Литература второй половины ХХ в. Послевоенное сознание и литература об уроках войны. Распад колониальной системы и появление новых культур (литератур) мира. Глобализация и мультикультурализм. Экзистенциализм Новые тенденции в содержании и форме художественных произведений. Судьба романа во второй половине ХХ в. Обновление драмы. Новые формы поэзии. Единство и диалог культур во второй половине ХХ в. Общая картина литературного развития в Англии и США. 16 Тематическое планирование 10 класс № п/п Наименование разделов и тем 1 Введение в предмет. Предмет, задачи, структура курса. 2 Средние века. Основные вехи английской литературы: «Беовульф», «Кентерберийские рассказы», рыцарская литература, легенды о Робин Гуде. Эпоха Ренессанса. Расцвет литературы Возрождения в Англии. Уильям Шекспир. Биография-загадка (видео-урок). Жанровое многообразие творческого наследия писателя: Трагедии. «Ромео и Джульетта». Комедии. Сонеты. Зачет по У. Шекспиру. 3 Английская литература 34 часа Всего аудиторных часов Из них Практические Урокизанятия/ лекции контроль 1 1 2 2 фронтальный опрос 1 7 1 1 1 тест 1 1 1 зачет Планируемые результаты Личностные результаты включают: - осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; - стремление к саморазвитию, совершенствованию духовнонравственных качеств, пониманию особенности англоязычной культуры в контексте мировой; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Метапредметные результаты 4 5 Эпоха Просвещения. а) Творчество Даниеля Дефо, его вклад в развитие литературы. Роман «Робинзон Крузо». б) Джонатан Свифт. Творческий путь писателя. Роман «Путешествия Гулливера» (видео-урок). Практическая работа по тексту романа «Путешествие Гулливера». Черты предромантизма в поэзии Роберта Бернса. Фольклорная основа его лирики. Шотландские мотивы поэзии Бернса. Зачет по поэзии Р. Бернса. 2 2 3 2 фронтальный опрос 1 перевод 3 2 1 зачет Проверка конспектов лекций 6 7 8 Особенности романтизма Дж. Г. Байрона. Лирика и поэма «Паломничество Чайльд Гарольда». Зачет по поэзии Байрона. Критический реализм. А) Творческая биография Ч. Диккенса. Чарльз Диккенс – создатель социального реалистического романа в Англии. Б) Шарлотта Бронте и ее роман «Джейн Эйр». Проблематика романа. Романтическая образность в романе. Литература рубежа ХIХ и ХХ вв. Эстетизм. 3 2 1 зачет 2 2 фронтальный опрос 2 2 фронтальный опрос проявляются: - в умении находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе ресурсы Интернета; - в умении организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального творческого проекта; - в умении структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводы. Предметные результаты: 1) в познавательной сфере: - понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы; - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; - владение элементарной 18 Основные вехи творчества Оскара Уайльда. Роман «Портрет Дориана Грея». Зачет по произведениям Уайльда (стихи, пьесы, роман, сказки). 9 10 Литература первой половины ХХ в. а) Бернард Шоу – создатель английской социальной драмы. Драматические циклы Б.Шоу. Пьеса «Пигмалион» (видео-урок). б) Джон Голсуорси. Реалистический цикл «Сага о Форсайтах». Особенности жанра семейной хроники. в) Сомерсет Моэм. Особенности художественного метода. Жанровое многообразие творческого наследия. Рассказы Сомерсета Моэма. Итоговый зачет. Проверка конспектов лекций. Итого часов: 2 1 1 зачет/семинар 2 2 фронтальный опрос 2 2 фронтальный опрос 2 2 фронтальный опрос 1 тест 27 7 1 34 литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. 2) в ценностно-ориентационной сфере: - приобщение к духовнонравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовнонравственными ценностями других народов; - формулирование собственного отношения к произведениям англоязычной литературы, их оценка. 3) в коммуникативной сфере: - восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. 4) в эстетической сфере: - понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса. 19 11 класс № п/п 1 2 3 Наименование разделов и тем Введение. История открытия и освоения континента. Корни американской национальной литературы. Тест «Литература колониального периода». Революционный период. Век разума. Б. Франклин, Т. Джефферсон, Ф. Френо. Американский романтизм. а) Творчество В. Ирвинга. Своеобразие его романтической поэтики. Аудирование по рассказу В. Ирвинга «Дьявол и Том Уокер» (аудио-урок). б) Творчество Ф. Купера. Тема фронтира в его творчестве. Пенталогия о Кожаном Чулке. Эпическое начало в романах Ф. Купера. в) Периодизация творчества Э.А. По. Стилевое своеобразие его поэзии, типология его новелл (видео-урок). Зачет по поэзии и прозе Э.А. По. Американская литература 34 часа Всего аудиторных часов 3 Урокилекции Из них Практические занятия / контроль 2 1 тест 2 2 2 1 устная беседа 1 зачет 1 1 4 3 устная беседа 1 зачет Планируемые результаты Личностные результаты включают: - формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; - понимание значения литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; - формулирование горизонта своих интересов. Метапредметные результаты проявляются: - в умении аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; 20 4 5 6 Американское Возрождение. Поэзия Г. Лонгфелло. Поэма «Песнь о Гайавате» как попытка создания национального эпоса. Видео-урок «Песнь о Гайавате». Литература рубежа ХIХ и ХХ вв. Новаторство У. Уитмена. Поэма «Листья травы»: проблематика, поэтический язык. Литература первой половины ХХ в. а) Творческие принципы М. Твена. Роман «Приключения Гекльберри Финна» как важный этап в формировании национальной американской литературы. Видео-урок «Америка Марка Твена». Аудирование “Жизнь на Миссисипи” (аудио-урок). Проверка конспектов лекций б) О. Генри – биограф Нью-Йорка. Образ маленького человека. Зачет по рассказам О. Генри. в) Дж. Лондон. Своеобразие реализма в «Северных рассказах» и в романе «Мартин Иден». г) Художественное своеобразие прозы Хемингуэя (сборник рассказов «В наше время», роман «Прощай, оружие!»). Эволюция его героя. Гуманистический пафос повести «Старик и море». 2 1 устная беседа 1 1 1 2 1 устная беседа 1 зачет 2 1 1 зачет/отзыв 2 2 3 2 - в умении анализировать текст на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. Предметные результаты: 1) в познавательной сфере: - умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; - определение в произведении элементов сюжета, композиции, 21 Рассказ «Кошка под дождем». 7 8 9 10 Американская поэзия ХХ века. Роберт Фрост. Основные темы его стихов. Зачет по стихам американских поэтов. Американская драматургия XX века. Ю. О’Нил, Л. Хеллман, А. Миллер, Т. Уильямс. Литература второй половины ХХ в. а) Роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Проблема отчуждения молодежи в обществе массового потребления. Художественное своеобразие произведений Сэлинджера. б) Социальная фантастика Рэя Брэдбери. Письменный перевод отрывка из рассказа «T.Rex». в) Сатирические романы К. Воннегута. Роман К. Воннегута «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей». Итоговый зачет. Проверка конспектов лекций. Итого часов: Итого часов за весь курс: 1 тест 2 1 1 1 зачет устная беседа 2 устная беседа 2 1 1 зачет 2 2 устная беседа 1 2 1 тест 1 34 68 25 52 изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа). 2) в ценностно-ориентационной сфере: - собственная интерпретация литературных произведений; - понимание авторской позиции и свое отношение к ней. 3) в коммуникативной сфере: - умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств АЯ и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. 4) в эстетической сфере: - понимание роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. 9 16 22 Оценка планируемых результатов Контроль и оценивание в рамках данного элективного курса призваны показать, в какой степени учащиеся достигли целей и задач курса. Цель оценки заключается в поддержании уверенности и мотивации учащегося в ходе учебного процесса и на его итоговом этапе, а также формировании уважительного отношения к себе и своим достижениям. Основными объектами контроля являются виды речевой деятельности (речевая компетенция), языковые знания и умения (языковая компетенция), социокультурные знания (социокультурная компетенция). Речевая компетенция проверяется в аудировании, чтении, говорении и письме. Умение говорения оценивается в ходе беседы, ответов на вопросы, обсуждении прочитанного и прослушанного текста, составлении монологических высказываний. Проверка умений в письменной речи осуществляется при составлении конспектов лекций. Умения и навыки аудирования проверяются в процессе работы с видеои аудиоматериалами. Оценивается правильность ответов и достоверность информации, извлеченной из прослушанного и увиденного. При чтении оценивается умение учащихся понимать содержание прочитанного, умение извлекать информацию из текста. Учащимся предлагаются задания на соотнесение информации, на множественный выбор. Преподаватель может варьировать формы и виды контроля: текущий контроль: фронтальный (устный) опрос или тестовые задания; итоговый контроль: зачет (форма зачета - собеседование) или творческая проектная работа. Критерии оценки устного ответа Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по предмету. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логичное последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ученика необходимо учитывать следующие критерии: полноту и правильность ответа, степень осознанности, понимания изучаемого, языковое оформление ответа. Оценка "OТЛИЧНО" ставится за исчерпывающий, точный ответ, демонстрирующий хорошее знание текста произведения, умение использовать литературно-критические материалы для аргументации и самостоятельных выводов; свободное владение литературоведческой терминологией; анализ литературного произведения в единстве содержания и формы; умение излагать материал последовательно, делать необходимые обобщения и выводы. Оценка "ХОРОШО" ставится за ответ, обнаруживающий хорошее знание и понимание литературного материала, умение анализировать текст произведения, приводя необходимые примеры; умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может быть недостаточно полно развернута аргументация, возможны отдельные недостатки в формулировке выводов, иллюстративный материал может быть представлен не слишком подробно; допускаются отдельные погрешности в речевом оформлении высказываний. Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится за ответ, в котором материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, с отклонениями от последовательности изложения. Анализ текста частично подменяется пересказом, нет полноценных обобщений и выводов; допущены ошибки в речевом оформлении высказывания. Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" ставится, если ответ обнаруживает незнание текста и неумение его анализировать, если анализ подменяется пересказом; в ответе отсутствуют необходимые примеры; нарушена логика в изложении материала, нет необходимых обобщений и выводов; недостаточно сформированы навыки устной речи; есть нарушения языковой нормы. Критерии оценки тестовых заданий Оценки выставляются по процентной шкале: Отметка «5» - 90 % - 100 % задания выполнено верно Отметка «4» - 70 % - 89 % задания выполнено верно Отметка «3» - 50 % - 69 % задания выполнено верно Отметка «2» - 0% - 49% задания выполнено верно 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Критерии оценки творческих проектных заданий Evaluation Criteria Conformity between the theme and the content of the project. Соответствие содержания заявленной теме. Consistency of the narration. Логичность изложения. Line of argument. Аргументированность. Research character, independence of judgement. Исследовательский характер работы, самостоятельность суждений. Good command of the material. Свободное владение материалом. Fluency of English. Accuracy. Владение английским языком. Грамотность. Ability to get through in 10-15 minutes. Умение изложить материал за 10-15 минут. 24 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)