ЭК Русская литература-классика и современность 10-11 кл.

Приложение № 2 к Основной
общеобразовательной программе
основного общего образования
утв. приказом МБОУ Гимназии № 2
от 31.08.2023 № 240/п

Рабочая программа по курсу
«Русская литература: классика и современность»

Уровень образования (класс) среднее общее образование 10-11 класс
Количество часов 68 ч
Учителя Куприянова Н.В., Гринина И.Ю.
Программа разработана на основе программы элективных курсов по литературе
«Русская литература: классика и современность» 10-11 класс, автор-составитель Н.Г.
Акопова, Е.А. Иванова - М.: Айрис-пресс

2

Саров
2023

1. Планируемые результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к
познанию себя:
–
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность
к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
–
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
–
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
–
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
–
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
–
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
–
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
–
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
к государственным символам (герб, флаг, гимн);
–
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором
национального самоопределения;
–
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
–
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в
общественной жизни;
–
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод
без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы
человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного
права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая
грамотность;
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
2

–
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность
к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
–
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
–
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
–
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
–
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
–
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
–
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
–
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
–
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
–
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
–
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
–
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
–
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
–
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
–
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
3

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально- экономических отношений:
–
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
–
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
–
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности
участия
в
решении
личных,
общественных,
государственных,
общенациональных проблем;
–
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам
трудовой деятельности;
–
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
–
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Особое место в образовательной деятельности уделяется формированию образования
как важной ценности в современном мире: «Обучение на протяжении жизни».
В связи с этим важным личностным результатом старшей школы должна стать
способность старшеклассника проектировать и развертывать во времени и в пространстве
свою образовательную программу. Эта способность выражается в трех действиях:
1. наличие у
старшеклассника
образовательного запроса
на
реализацию
своей образовательной программы;
2. наличие своего образовательного задания. Задание в смысле построения такой ситуации,
относительно которой образовательный запрос осмыслен;
3. наличие своих опор (средств) для своего образования.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). На уровне среднего
общего образования метапредметные результаты составляют в совокупности показатели
сформированности функциональной грамотности.
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных
ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
4

Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных
источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные
В результате изучения курса на уровне среднего общего образования:
Выпускник научится
1) владеть умением самостоятельно анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;
2) формировать представления об изобразительно-выразительных возможностях русского
языка;
3) формировать умения учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст
творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
4) выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение
к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
5) выделять этическую, социально-историческую и нравственно философскую проблематику
произведения;
6) владеть умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений различных жанров; выполнять элементарные исследовательские работы;

5

Выпускник получит возможность научиться
1) владеть навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой
специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном
произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального
понимания;
2) формировать представления о системе стилей языка художественной литературы;
3) выделять ключевые проблемы изученных произведений в расширенном рассмотрении
контекста литературных направлений, понимание связи литературных произведений с эпохой
их написания, выявление в них нравственных ценностей.
4) уметь создавать свой собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени,
выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по
определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в
соответствии с темой.

2. Содержание
Тема. Древнерусская литература
Вводная лекция «общая характеристика культуры Руси XI-XII веков». Художественные
принципы древнерусской литературы. Понятие клерикальной литературы. Связь литературы
с эстетическими принципами фольклора. Политическая характеристика Русского
государства XII века как страны с феодальной раздробленностью.
Тема Литература русского Просвещения XVIII века
М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев.
«Просвещение» как общеевропейская тенденция культуры XVIII века. Русское Просвещение
и его национальные черты. Черты классицизма и сентиментализма в русском Просвещении.
«Памятник» как жанр и его традиции в русской литературе. Н.М.Карамзин и А.Н.Радищев
как основоположники двух направлений в русской литературе. Д.И.Фонвизин и русский
театр. Черты классической комедии.
Тема Литература первой половины XIX века
Элегия и баллада как жанры поэзии В.А.Жуковского. А.С.Грибоедов. Традиции
классической комедии в театре А.С.Грибоедова. Образ дворянина-интеллигента. Зарождение
романизма в русской литературе. А.С.Пушкин. Сквозные темы лирики А.С.Пушкина.
Русский роман. Исторические произведения. Понятие «маленького человека».
М.Ю.Лермонтов. Романтические традиции в лирике М.Ю.Лермонтова. Поэтическая
переменность. Сквозные темы в поэзии М.Ю.Лермонтова. Отражение эпохи в прозе
М.Ю.Лермонтова. Н.В.Гоголь. Сквозные мотивы русской прозы в творчестве писателя
(мотив дороги). Лирическое отступление как средство художественной выразительности.
Тема Литература второй половины XIX века
И.А.Гончаров. Сквозной образ «лишнего человека» в романе писателя. А.
Н.Островский - создатель новой русской драмы. Идейный раскол в журнале «Современник».
И.С.Тургенев. Понятие «галерея образов (лишних людей)». Традиции гражданкой поэзии в
творчестве Н.А.Некрасова. Поэзия «чистого искусства». Ф.И.Тютчев как основоположник
философской поэзии (влияние философии Канта и Паскаля). Традиции и новаторство в
поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. М.Е.Салтыков-Щедрин. Жанр литературной сказки. Сатира
как художественный прием. М.М.Бахтин о Ф.М.Достоевском. понятие полифонии в романах
Ф.М.Достоевского. Художественное время и пространство; психологизм в изображении
героев. Творчество Л.Н.Толстого как исповедь души. Понятие «диалектика души».
6

Психологический протрет. Новый жанр романа-эпопеи. Духовные искания героев писателя.
Тема войны и патриотизма на войне. Политические и социальные изменения в жизни России
конца XIX-начала XX века. Малый жанр в русской прозе и творчество
А.П.Чехова.новаторство в русской драме. Ремарка как средство художественной
выразительности.
Тема Литература XX века
Русская реалистическая проза начала XX века.И.А.Бунин. А.И.Куприн.своеобразие
прозы И.А.Бунина: бессюжетность как основа образности прозы; культ дворянской усадьбы,
философия XXвека, ностальгические мотивы в произведениях писателя. Традиции русской
прозы в повестях А.И.Куприна.
Поэзия Серебряного века. Символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм как
поэтические стили. А.А.Блок и образ революции; споры о ней. Своеобразие лирики
А.А.Блока. Поэмы А.А.Блока. А.А. Ахматова и традиции русской поэзии в ее творчестве.
«Реквием» как особый жанра поэзии, характеристика времени его создания. В.В.
Маяковский – поэт-бунтарь. Особенности стихосложения. Лирический герой поэзии
Маяковского. Тематика и проблематика поэм. Традиции фольклора в поэзии С.А.Есенина.
Трансформация образа русской природы в поэзии Есенина. Лирический герой С.А.Есенина.
Особенности поэтического языка.
А.М.Горький и новая волна романтизма в русской литературе. Традиции и
новаторство в литературной сказке. Люди «дна» в рассказах М.Горького. Сициальные
проблемы и философские споры в начале XX века в России и их отражение в произведениях
писателя.
Литература революции и Гражданской войны: произведения М.А.Шолохов,
И.Э.Бабеля, М.А.Булгакова, А.А.Фадеева.изображение гражданкой войны и революции в
разных художественных манерах в творчестве авторов с разным мировосприятием:
М.А.Шолохова, И.Бабеля и А.Фадеева. Поиски героя времени.
Возвращенная литература. Л.Андреев, В.Набоков, А.Платонов, А.Солженицын.
Своеобразие героев и особенности конфликтов. Понятие утопии и антиутопии: взгляд на
русскую действительность из «эмигрантского далека»; традиции романа-утопии в новом
жанре «антиутопии» в творчестве А.Платонова и Е.Замятина.
Тема Литература о великой Отечественной войне
А. Твардовский. М.Шолохов. Б.Васильев. В. Некрасов. Собирательный образ
русского солдата. Тема патриотизма на войне в рассказах о войне. Новаторство в постановке
духовно-нравственных проблем войны в произведениях В.Некрасова, С.Алексиевич,
В.Кондратьева, К.Воробьева, Б.Васильева.
Тема Поэзия и проза 70-90-х годов XXвека
Возраждение рассказа как жанра в творчестве В.Шукшина. Особенности народного
образа. Тема деревни в прозе В.Распутина, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Астафьева.
Нравственные проблемы в творчестве писателей. Образ героя-интеллигента в произведениях
Д.Гранина, М.Дудинцева, Ю.Трифрнова. Новый лирический герой в поэзии Е.Евтушенко,
А.Вознесенского, И.Бродского, Н.Рубцова, Б.Окуджавы.

3. Тематическое планирование
10 класс
7

№
Тема занятия
п/п
1.
Древнерусская литература и фольклор как источник
художественных принципов русской литературы
2.
Литература русского Просвещения XVIII века.
М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин. Д.И.Фонвизин (принципы
классической комедии). Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев
(особенности русского сентиментализма)
3.
Литература первой половины XIXвека. Творчество
В.А.Жуковского- жанры элегии и баллады
4.
А.С.Грибоедов «Горе от ума». Язык из тех комедий.
5.
А.С.Пушкин: гражданская лирика, пейзажная лирика.
6.
А.С.Пушкин. Понятие исторического романа.
7.
А.С.Пушкин. Жанровые особенности первого русского романа
8.
Русская история в прозе А.С.Пушкина. Образ «маленького
человека»
9.
Зарождение реализма как стиля
10. М.Ю.Лермонтов и психологический роман
11. Образ «лишнего человека» в творчестве М.Ю.Лермонтова как
традиция в русской литературе
12. Традиции романтизма в лирике М.Ю.Лермонтова
13. «Смех сквозь слезы» в сатире Н.В.Гоголя.сквозные темы русской
прозы: мотив дороги.
14. Понятие лирического отступления как средство художественной
выразительности в русском романе
15. Литература второй половины XIX века.Обзор
16. Образ «лишнего человека» - сквозной образ русской литературы в
рамках И.А.Гончарова
17. Мир и личность в драмах А.Н.Островского
18. Новый тип героя в драмах А.Н.Островского
19. «Герои времени» в романах И.С.Тургенева. Автор и его герои
20. Художественный прием «психологической пары»
21. Ф.И.Тютчев философская лирики
22. А.А.Фет традиции и новаторство в поэзии
23. Традиции и новаторство гражданской лирики в поэзии
А.Н.Некрасова
24. Образ народа в творчестве А.Н.Некрасова
25. М.Е.Салтыков-Щедрин. Сатира как творческий принцип в
литературе
26. Сопоставительный анализ сатирических произведений
Д.И.Фонвизина и М.Е.Салтыкова-Щедрина
27. Ф.М.Достоевский. Понятие психологизма в русской литературе
28. Деталь как символ, деталь как лейтмотив в творчестве
Ф.М.Достоевского
29. Л.Н.Толстой. Понятие «диалектики души» психологический
портрет
30. Традиции исторического романа. Жанр романа-эпопеи
31. Система образов. Духовные искания центральных героев романа
32. А.П.Чехов. Рассказы. Рассказ как жанр
33. А.П.Чехов – драматург

Кол-во
часов
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8

34.

Новаторство в русской драматургии. Ремарка как средство
художественной выразительности

1
Итого:

34

11 класс
№
п/п

Тема занятия

Колво
часов

1

40.

Русская реалистическая проза наxала XX века. Своеобразие
русской реалистической прозы. И.А.Бунин.
А.И.Куприн. Жанровая палитра (рассказ, повесть, роман)
Проблематика литературы нового времени в произведении
А.М.Горького
Проблематика литературы нового времени в произведении
А.М.Горького
Традиции и новаторство русского романтизма в рассказах А.М
Горького
Поэзия Серебряного века. Поэтические течения. Символизм

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.

Акмеизм, футуризм, имажинизм
А.А.Блок. Лирика
А.А.Блок. Поэмы
А.А.Ахматова. Лирика
А.А.Ахматова «Реквием». Традиции в русской поэзии
В.В.Маяковский. Лирика
В.В.Маяковский. Поэмы. Сатира в русской поэзии
С.А.Есенин. Лирика
С.А.Есенин. Традиции народной образности в русской поэзии

1
1
1
1
1
1
1
1
1

50.

Литература революции и Гражданской войны. М.А.Шолохов

1

51.
52.
53.
54.
55.
56.

М.Булгаков «Белая гвардия»
А.А.Фадеев «Разгром»
Возвращенная литература. В.Набоков.
А.Солженицын
Понятие утопии и антиутопии. А.Платонов, Е.Замятин
Литература о Великой Отечественной войне. А.Твардовский

1
1
1
1
1
1

57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

М.Шолохов «Судьба человека»
Б.Васильев «А зори здесь тихие»
С.Алексиевич « У войны не женское лицо»
Поэзия 70-90-х гг. Е. Евтушенко, А.Вознесенский
И.Бродский, Н.Рубцов, Б.Окуджава
Русская проза 50-90-х гг.«Деревенская» проза В.Астафьев
В.Распутин
В.Белов
Ф.Абрамов
В.Шукшин
Итоговое занятие
Итоговое занятие

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

35.
36.
37.
38.
39.

1
1
1
1
1

9

Итого:

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».