Положение об электронном обучении и дистанционных технологиях

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова
СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Протокол от 18.02.2021 г. № 3

Утверждено
Приказом МБОУ Гимназии № 2
от 19.02.2021 г. № 47/п
Внесены изменения приказом от
23.08.2022. № 302/п

Положение
об электронном обучении и использовании дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ
в МБОУ Гимназии № 2
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об электронном обучении и использовании
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия № 2» города
Сарова (далее – Гимназия) (далее – Положение) разработано:
– в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ);
– Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
– приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ» (с изменениями, в актуальной редакции);
– Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 (в актуальной
редакции);
– Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (с изменениями, в
актуальной редакции);
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 (в
актуальной редакции);
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года N 115;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 № СП 2.4.3648-20 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи";
- Приказом Министерства просвещения РФ от 2 августа 2022 г. № 653 “Об
утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
– Уставом и локальными нормативными актами Гимназии.
1.2. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
применяются в МБОУ Гимназии № 2 в целях реализации образовательных программ при
введении ограничительных мероприятий на посещение образовательной организации, а также

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова
при реализации образовательных программ для обучающихся, проходящих длительное
лечение на дому.
1.3. В настоящем Положении используются термины:
1.3.1. Дистанционное обучение – организация образовательной деятельности с
применением дистанционных образовательных технологий, которые обеспечивают
опосредованное (на расстоянии) взаимодействие обучающихся и педагогических работников
с помощью информационно-телекоммуникационных сетей. Допускается при дистанционном
обучение применять электронное обучение.
1.3.2. Электронное обучение – организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных
программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий,
технических
средств,
а
также
информационно-телекоммуникационных
сетей,
обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие
обучающихся и педагогических работников.
1.3.3. Платформа дистанционного обучения (далее – ПДО) – информационная
система, предназначенная для планирования, проведения и управления учебными
мероприятиями в рамках дистанционного обучения.
ПДО должна обеспечивать идентификацию личности обучающегося, выбор
способа, которой осуществляется Гимназией самостоятельно, и контроль соблюдения условий
проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.
1.3.4. Электронное занятие – вид учебной деятельности, который предполагает
использование педагогом и обучающимся средств электронного обучения и дистанционных
образовательных
технологий.
В
форме
электронного
занятия
могут
проходить
уроки,
лекции,
семинары,
практические
занятия,
лабораторные
работы, контрольные работы и другие виды деятельности в соответствии с образовательной
программой Гимназии.
1.4. Местом осуществления образовательной деятельности при реализации
образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий является место нахождения Гимназии независимо от места
нахождения обучающихся.
2. Компетенция Гимназии при применении электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ
2.1. Гимназия вправе применять электронное обучение и дистанционные
образовательные технологии при реализации образовательных программ:
- при проведении учебных занятий в случаях введениях ограничительных
мероприятий в связи с ростом заболеваемости;
- при проведении учебных занятий в случаях реализации индивидуального
обучения на дому по медицинским показаниям.
2.2. Гимназия доводит до участников образовательных отношений информацию о
реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий.
2.3. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Гимназия:
– обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки
педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных
работников;
– оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме
индивидуальных
консультаций,
оказываемых
дистанционно
с
использованием
информационных и телекоммуникационных технологий;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова
– самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных
занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
– ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и
внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в
соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных
данных», Федерального закона от 22.10.2004 25-ФЗ «Об архивном деле в Российской
Федерации».
2.4. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Гимназия вправе не
предусматривать учебные занятия, проводимые путем непосредственного взаимодействия
педагогического работника с обучающимся в аудитории.
2.5. При реализации образовательных программ или их частей с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Гимназия самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:
– создает условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных
программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
– обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой
осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения
мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.
2.6. Гимназия вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их
частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов,
обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в
которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов
обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационнообразовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационнотелекоммуникационную сеть интернет в случаях, описанных в п. 2.1. настоящего Положения.
3. Учебно-методическое обеспечение
3.1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает электронные
информационные образовательные ресурсы (ЭИОР), размещенные на электронных носителях
и/или в электронной среде поддержки обучения, разработанные в соответствии с
требованиями ФГОС, локальными документами Гимназии.
3.2. Учебно-методическое обеспечение должно обеспечивать организацию
самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний обучающегося
(самоконтроль, текущий контроль), тренинг путем предоставления обучающемуся
необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных для реализации
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
3.3. В состав учебно-методического обеспечения учебного процесса с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий входят
− рабочая программа;
− сценарий обучения/технологическая карта темы с указанием видов работ, сроков
выполнения и информационных ресурсов поддержки обучения;
− методические указания для обучающихся, включающие график выполнения
работ и контрольных мероприятий, теоретические сведения, примеры решений;
− электронные информационные образовательные ресурсы (ЭИОР), размещенные
на электронных носителях и/или в электронной среде поддержки обучения, разработанные в
соответствии с требованиями ФГОС, локальными документами МБОУ Гимназии № 2:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова
а) текстовые – электронный вариант учебного пособия или его фрагмента,
литературных
произведений,
научно-популярные
и
публицистические
тексты,
представленные в электронной форме, тексты электронных словарей и энциклопедий;
б) аудио – аудиозапись теоретической части, практического занятия или иного вида
учебного материала;
в) видео – видеозапись теоретической части, демонстрационный анимационный
ролик;
г) программный продукт, в том числе мобильные приложения.
4. Техническое и программное обеспечение
4.1. Для использования электронного обучения и дистанционных технологий
обучающемуся и педагогическому работнику предоставляется свободный доступ к средствам
информационных и коммуникационных технологий.
4.2. Рабочее место педагогического работника и обучающегося должно быть
оборудовано персональным компьютером/ноутбуком и компьютерной периферией (вебкамерой,
микрофоном, аудиоколонками в т.ч. встроенными и (или) наушниками),
интерактивной доской с проектором.
4.3. На персональных компьютерах участников образовательного процесса
должно быть установлено следующее программное обеспечение (информационные
инструменты) в соответствии с возрастом обучающегося: общего назначения (текстовый
редактор, редактор презентаций, графические редакторы и т.д.), специализированные
(виртуальные лаборатории), комплекты электронных образовательных ресурсов к
используемым учебникам.
4.4. Обучение с использованием электронного обучения и дистанционных
технологий не предъявляет высоких требований к компьютерному оборудованию, однако
необходимым минимальным условием является наличие интернет-браузера и подключения к
сети Интернет. На компьютере также должен быть установлен комплект соответствующего
программного обеспечения. При этом одинаковые требования предъявляются как к
компьютеру обучающегося, так и к компьютеру педагогического работника.
4.5.
Программное
обеспечение
применения
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий включает:
– систему дистанционного обучения с учетом актуальных обновлений и
программных дополнений, обеспечивающую разработку и комплексное использование
электронных ресурсов (из федерального перечня электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования);
– электронные системы персонификации обучающихся;
– программное обеспечение, предоставляющее возможность организации
видеосвязи;
– серверное программное обеспечение, поддерживающее функционирование
сервера и связь с электронной информационно-образовательной средой через сеть интернет;
– дополнительное программное обеспечение для разработки электронных
образовательных ресурсов.
5. Порядок организации электронного обучения и применения дистанционных
образовательных технологий
5.1. Электронное обучение с применением дистанционных технологий
организуется для реализации основных образовательных программ основного общего и

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова
среднего общего образования, а также программ дополнительного образования в случаях,
определённых данным Положением (п. 2.1).
5.2. При проведении учебных занятий в случаях реализации индивидуального
обучения на дому по медицинским показаниям, родитель/законный представитель оформляет
заявление на имя директора МБОУ Гимназии № 2.
5.3. При проведении учебных занятий в случаях введениях ограничительных
мероприятий в связи с ростом заболеваемости издается приказ директора МБОУ Гимназии №
2.
5.4. Для обеспечения электронного обучения с применением дистанционных
технологий Гимназия:
• назначает ответственного за реализацию электронного обучения с применением
дистанционных технологий, в том числе в каждом классе, который обучается дистанционно;
• организует необходимую методическую поддержку обучающихся, родителей
(законных представителей) и работников Гимназии по вопросам электронного обучения с
применением дистанционных технологий;
• оказывает информационную поддержку обучающимся, родителям (законным
представителям) и работникам Гимназии, в том числе знакомит с необходимыми
дистанционными ресурсами;
• осуществляет контроль процесса электронного обучения с применением
дистанционных технологий, анализ и учет результатов дистанционного обучения.
5.5. Чтобы обучающийся мог участвовать в дистанционном обучении, ему следует
придерживаться следующего регламента:
5.5.1. Зарегистрироваться на ПДО.
5.5.2. Заходить каждый день на ПДО в соответствии с расписанием, который
отображается в электронном дневнике и дублируется учителем на электронную почту
родителя (законного представителя) и ребенка (при наличии).
В ПДО выкладываются обучающие материалы и задания для самостоятельной
работы. Обучающие материалы включают видеоматериалы и сценарии уроков, тесты,
собственные материалы учителя и материалы сторонних ресурсов (из федерального перечня
электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования), с которыми обучающийся работает
самостоятельно.
5.5.3. Проверять ежедневно электронную почту (свою или родителя (законного
представителя)), на которую учитель ежедневно высылает расписание занятий и
консультаций, примечания и разъяснения по организации электронного обучения с
применением дистанционных технологий
5.5.4. Выполнять задания по указаниям учителя и в срок, который учитель
установил.
5.5.5. Выполненные задания и другие работы направлять учителю на проверку
посредством ПДО, электронной почты или через другие средства сообщения, которые
определил учитель.
5.5.6. Проверять комментарии и замечания учителя в отношении выполненных
работ на следующий рабочий день после того, как отправил работу на проверку.
5.6. Учитель может применять для дистанционного исключительно электронные
образовательные ресурсы из федерального перечня электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, программные средства, которые позволяют обеспечить текстовую, голосовую и
видеосвязь между компьютерами учителя и обучающегося через интернет с возможностью
доступа для каждого обучающегося.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова
5.7. Учитель обязан заблаговременно сообщать через электронный дневник и
электронную почту обучающимся и родителям (законным представителям) о проведении
видеоконференции, другого электронного занятия, в котором принимает личное участие.
5.8. Учитель обязан проверять выполненные обучающимися задания,
комментировать их и давать в другой форме обратную связь обучающимся и родителям
(законным представителям).
5.9. С использованием электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий для реализации основных и дополнительных образовательных программ могут
организовываться такие виды учебных видов деятельности (занятий и работ), как:
– уроки;
– лекции;
– семинары;
– практические занятия;
– лабораторные работы;
– контрольные работы;
– самостоятельные работы;
– консультации с преподавателями.
5.10. Ответственный за электронное обучение заместитель директора контролирует
процесс электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий,
следит за своевременным заполнением необходимых документов, в том числе журналов.
5.11. При реализации образовательных программ с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий учителя и ответственные лица ведут
документацию: электронный журнал.
5.12. При планировании содержания учебной деятельности и составлении
расписания электронных занятий учитель должен соблюдать требования санитарных правил
и гигиенические нормативы при работе с электронными средствами обучения:
5.12.1. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией
взора непосредственно на экране устройства отображения информации на уроке, не должна
превышать:
– для обучающихся в III–IV классах – 25 мин;
– для обучающихся в V–– IX - 30 мин;
– для обучающихся в X–XI – 35 мин.
При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться
гимнастика для глаз. При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз
должна проводиться во время перемен.
Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться
соответствующие физические упражнения (далее физкультминутки).
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или
иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и
обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна
превышать для детей 5-7 лет - 5-7 минут, для учащихся 1-4-х классов -10 минут, для 5-9-х
классов -15 минут.
5.12.2. Использование ЭСО должно осуществляться при наличии документов об
оценке (подтверждении) соответствия. Использование мониторов на основе электроннолучевых трубок в образовательных организациях не допускается.
5.12.3. Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных
ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не
допускается.
5.12.4. Для образовательных целей мобильные средства связи не используются.
Размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории
образовательных организаций не допускается.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова

5.12.5. Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна
обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшетов
предполагает их размещения на столе под углом наклона 30°.
5.12.6. Шрифтовое оформление электронных учебных изданий должно
соответствовать гигиеническим нормативам.
5.12.7. Непрерывная и суммарная продолжительность использования различных
типов ЭСО на занятиях должна соответствовать гигиеническим нормативам.
5.12.8. При необходимости использовать наушники время их непрерывного
использования для всех возрастных групп должно составлять не более часа. Уровень
громкости не должен превышать 60% от максимальной. Внутриканальные наушники должны
быть предназначены только для индивидуального использования.
5.12.9. Интерактивную доску (панель) и другие ЭСО следует выключать или
переводить в режим ожидания, когда их использование приостановлено или завершено.
5.12.10. При реализации образовательных программ с использованием
дистанционных образовательных технологий, электронного обучения расписание занятий
составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности
обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее
18.00 часов. Продолжительность урока не должна превышать 40 минут.
5.12.11.Режим учебного дня, в том числе во время учебных занятий, должен
включать различные формы двигательной активности.
5.12.12. В середине урока организуется перерыв для проведения комплекса
упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной
нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для
укрепления мышц и связок нижних конечностей.
5.12.13. При использовании электронного оборудования, в том числе сенсорного
экрана, клавиатуры, компьютерной мыши необходимо ежедневно дезинфицировать их в
соответствии с рекомендациями производителя либо с использованием растворов или
салфеток на спиртовой основе, содержащих не менее 70% спирта.
5.12.14. В помещении, где организовано рабочее место обучающегося с
компьютером (ноутбуком) или планшетом, необходимо предусмотреть естественное
освещение и искусственное общее и местное на рабочем столе. Источник местного освещения
на рабочем месте обучающегося должен располагаться сбоку от экрана персонального
компьютера (ноутбука) или планшета. Освещение не должно создавать бликов на поверхности
экрана.
5.13. При реализации образовательных программ с применением электронного
обучения Гимназия обеспечивает доступ учащихся, независимо от места их нахождения, к
электронной информационно-образовательной среде, включающей в себя электронные
информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность
информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих
технологических средств, необходимых и достаточных для организации опосредованного
(на рас-стоянии) взаимодействия учащихся с педагогическим, учебно-вспомогательным
персоналом и между собой.
5.14. При дистанционном обучении учащийся и учитель взаимодействуют в
учебном процессе в следующих режимах:
- синхронно, используя средства коммуникации и одновременно взаимодействуя
друг с другом (online);
- асинхронно, когда учащийся выполняет какую-либо самостоятельную работу
(offline), а учитель оценивает правильность ее выполнения и дает рекомендации по
результатам учебной деятельности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова
Система дистанционного обучения может использовать либо обе формы
взаимодействия (параллельную и последовательную), либо одну из них. Выбор формы
определяется конкретными видами занятий, объемом курса и техническими возможностями
Гимназии и обучающегося.
5.15. В процессе обучения возможно взаимодействие учащихся (заочные
дискуссии, учебный проект и иные виды учебной деятельности), которое осуществляется в
синхронном и асинхронном режиме.
Принят с учетом мнения Совета обучающихся
Протокол от 3.02.2021 № 3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».