Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2» ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО Педагогическим советом Приказом от 31.08.2023 № 237/п Протокол № 1 От 31.08.2023 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "МОЙ КРАЙ" (адаптирована на основе программы «Юные туристы-краеведы» авторы – Д. В. Смирнов, Ю.С. Константинов, А. Г. Маслов) Срок обучения – 2 года Возраст учащихся – 10 - 18 лет Направленность – туристско-краеведческая Возраст 11-18 лет Количество часов 68 Составитель: _Шевцова Ольга Борисовна Электронный документ. Оригинал хранится в МБОУ Гимназии№2. Саров 2023 Пояснительная записка Туризм в нашей стране – популярный и массовый вид активного отдыха. Туризм – не просто увлечение или мода. Это жизненная потребность, которую только в последние 20 – 30 лет осознало цивилизованное человечество. Ведь солнце, воздух и вода – незыблемые факторы укрепления здоровья, однако, только при условии сочетания их с большой физической активностью. Туризм обладает всеми необходимыми компонентами для здоровья: общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность. Характерны и другие особенности туризма: он прост в организации, доступен для людей любого возраста, вместе с тем он является естественным и посильным видом спорта, поскольку нагрузки в нём хорошо дозируются и практически относятся к тренирующим. Спортивный туризм развивает такие прекрасные черты человеческого характера, как коллективизм, дисциплинированность, упорство, настойчивость и многие другие. Направленность дополнительной общеобразовательной программы – туристскокраеведческая. Структура, содержание, концептуальные положения развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «туризм и краеведение», разработанной в Учреждении Российской академии образования : 1. от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО» 2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН п.10.5 №2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением от 29.12.2010 г. №189); 3. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015; 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"; 6. Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253; 7. Методическое письмо ГБОУ ДПО НИРО о реализации в 5 классе ФГОС основного общего образования по предметным областям и учебным предметам; 8. Устав Гимназии Главная задача работы кружка по туристическому краеведению – открыть широкий простор для выявления способностей детей, сделать их духовно богаче, осмысленней, многогранней; воспитать человека, способного противостоять трудностям, настоящего гражданина своей страны, патриота, любящего свою Родину, свой народ, знающего его историю и культуру. Образовательная программа дополнительного образования детей по туристическому краеведению (адаптирована на основе программы «Юные туристыкраеведы» авторы – Д. В. Смирнов, Ю.С. Константинов, А. Г. Маслов) В предлагаемой программе представлено содержание оздоровительнопознавательной деятельности с учащимися общеобразовательной школы. Программа представляет из себя интегрированный курс «Краеведение +Информационные технологии в проектной деятельности». В этом и состоит новизна и актуальность программы. Отличительные особенности программы: Программа позволяет одновременно решать несколько актуальных задач. Навыки работы с персональным компьютером, практические знания по созданию учебного проекта, знания о родном крае приобретаются параллельно в процессе работы над исследовательским проектом. Программу легко адаптировать к любому возрасту. Главная её особенность состоит в том, что данная программа формирует качества личности, востребованные в XXI веке: поисковая интеллектуальная активность, творческая направленность личности, диалогичность и рефлективность мышления, компьютерная грамотность. Краеведческий компонент программы дает детям первоначальные сведения по истории края с древнейших времен до настоящего времени посредством мультимедийных программ и информации полученной с помощью информационных ресурсов системы Интернет. Практический компонент программы дает детям элементарные практические навыки работы на компьютере, формирует положительное эмоциональное отношение к компьютеру, как инструменту практической деятельности человека. Учебная дисциплина предназначена для формирования начальных базовых знаний и умений, необходимых при работе с персональным компьютером. Исследовательский компонент состоит: в создании учебного проекта, который является результатом собственного исследования родного края. Результаты исследования оформляются в виде проекта. Цель занятий кружка состоит в развитии двигательной активности, функциональной и познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья, психическом и физическом оздоровлении организма в процессе туристскопознавательной деятельности. Задачи: Пропаганда здорового образа жизни; Выявление и описание достопримечательностей местной природы; Сбор краеведческого материала и изготовление на этой основе необходимых дидактических пособий (планы и картосхемы своей местности, гербарии, коллекции горных пород); Воспитание патриотизма к своей малой Родине; Формирование экологической культуры; Формирование основ безопасности жизнедеятельности. Совершенствование навыков туристического мастерства; Создание условий для развития физической активности и оздоровления; Развитие у подростков чувства товарищества и взаимопомощи; Организация интересного досуга; Изучение природных условий родного края на основе исследовательской работы; Привитие навыков экологического общения с окружающей средой; Пропаганда туризма как эффективного средства активного отдыха, способствующего поддержанию здорового образа жизни. Содержание программы предполагает участие обучающихся в следующих видах деятельности: спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, познавательная посредством организации проблемно-ценностного общения. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы – 10-15 лет. Условия приёма – в кружок принимаются учащиеся гимназии без ограничений по заявлению родителей. Срок реализации программы. Срок обучения – 2 года. 2 часа в неделю. Основные формы и методы работы. Формы проведения занятий: беседы, викторины, природоохранные акции, экскурсии, походы, полевые практики, экспедиции, туристические слеты. Программа реализуется через работу туристического кружка и предусматривает широкое использование межпредметных связей: географии с биологией, природоведением, историей, физической культурой и основами безопасности жизнедеятельности. Программа может реализовываться как самим общеобразовательным учреждением так и совместно с другими образовательными и иными организациями. Основные методы работы с обучающимися поисковые, частично-поисковые, исследовательские. Режим занятий: Занятия проходят 2 часа 1 раз в неделю в течение учебного года. Программа состоит из пяти разделов, содержание которых расширяется и дополняется ежегодно: — краеведение; — ориентирование и топография; — спортивно-прикладной туризм; — основы медицинских знаний; — физическая подготовка. Программа рассчитана на 2 года обучения (5-10 класс) Таблица 1. Программа внеурочной деятельности № Год обучения Всего Из них Из них п/п теоретические практические занятия занятия 1 1 - й год обучения 68 34 34 2 2 - й год обучения 68 34 34 ИТОГО 136 68 68 В общее количество часов не включены часы многодневных походов, туристических соревнований. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных занятий, так и возможность организовать занятия крупными блоками — «интенсивами» (походы, слеты, экспедиции, полевые практики). Изучение крупных блоков эффективнее проводить в каникулярное время. Результаты реализации программы внеурочной деятельности: 1. Воспитательные результаты: 1.1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни; о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения, о правилах поведения человека в лесу, у водоемов и т. д.; о правилах передвижения по дорогам; о правилах обращения с огнем, с опасными инструментами; о правилах общения с незнакомыми людьми; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам культуры, к окружающим людям; об ответственности за поступки, за свое физическое и душевное здоровье; о действенных способах защиты природы; об истории и культуре родного края; об основах организации коллективной творческой деятельности. 1.2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе и различным ее проявлениям (животным, растениям и т. д.), к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям. Результаты (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самообслуживания, опыта заботы о младших, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей, опыта волонтерской (добровольческой) деятельности. 2. Предметные результаты реализации программы: Обучающиеся должны знать: основные туристические, экологические и краеведческие понятия, методы краеведческих исследований; порядок организации, подготовки и проведения экскурсии и похода; перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним; правила поведения в походах и на соревнованиях; требования техники безопасности в походе; способы преодоления различных естественных препятствий; различные способы ориентирования на местности и основы топографии; правила обустройства бивуака; нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе; способы оказания первой доврачебной помощи; опасные и ядовитые растения области; растения и животные области, занесенные в Красную Книгу; основные исторические и географические сведения о родном крае; интересные природные объекты и историкокультурные достопримечательности; крупные предприятия города, области и роль города и области в жизни страны; значение топонимов города и области; символику России, области, города России (герб, флаг, гимн); численность населения и национальный состав Нижегородской области и города; выдающихся людей — своего края; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем: меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений. Уметь: владеть приёмами преодоления различных естественных или искусственных препятствий и выполнять отдельные элементы техники пешеходного туризма; организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь; завязывать туристские узлы; уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; оформлять отчёт или задания, выполненные в походах и на экскурсиях; проводить самостоятельный поиск географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; вести учет фенологических изменений в природе своей местности; проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценивать их последствий; находить свой населенный пункт на карте Кемеровской области; составлять краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической. Для каждого года обучения разработан учебно-тематический план, определено содержание программы, разработаны основные формы и виды деятельности, представлены формы подведения итогов, показана связь урочной и внеурочной деятельности. Туристские занятия, походы, экскурсии, правильно подготовленные и хорошо проведённые, способствую личностному развитию ученика, и положительно влияют на его здоровье. Вместе с тем они обогащают школьников знаниями, развивают волю, инициативу, стремление преодолевать трудности, дисциплинируют и организуют. Ожидаемый результат данного вида деятельности: Оздоровление детей за счёт повышения двигательной активности. Удовлетворение духовных потребностей при посещении памятных мест, природных достопримечательностей. Повышение образовательного уровня всех участников кружка. Преодоление естественных препятствий и трудностей походной полевой жизни, требующих от участников проявления смелости, решительности, осознание роста собственного духовного потенциала. В программе отдельным разделом показана совместная деятельность с родителями, целью которой является формирование системы социально-ценностных отношений между школьниками, родителями и педагогами посредством включения их в активную туристско-краеведческую деятельность. Формы работы с родителями: родительские собрания; совместные экскурсии, походы; участие в туристических слетах; помощь в организации соревнований и конкурсов туристско-краеведческой направленности; индивидуальные и групповые консультации; беседы с детьми и родителями; совместные праздники «День туриста», «Конкурс туристической песни»; совместная работа по оформлению отчетов, мини-проектов и творческих работ. Ожидаемые результаты реализации программы: 1. Увеличение количество школьников и родителей, желающих участвовать во всех формах организации туристско-краеведческой работы, проводимой в школе. 2. Уменьшение числа обращений к педагогу-психологу и социальному педагогу по вопросам разрешения проблемных ситуаций в семейных взаимоотношениях между детьми и родителями. 3. Ориентация на ведение здорового и безопасного образа жизни Критериями эффективности реализации программы будет динамика основных показателей развития и воспитания обучающихся: 1. Динамика предметных результатов обучения. 2. Мотивация на занятие туристско-краеведческой деятельностью. 3. Развитие личностной, социальной, экологической и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 4. Динамика социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в детском коллективе. 5. Включённость родителей в образовательный и воспитательный процесс. Направления работы кружка «Мой край» № Наименование тем и разделов 1.2. Введение Оздоровительная роль туризма. Задачи ТКО. Перспективы работы ТКО. Инструктаж по ТБ. Правила поведения юных туристов. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. 3. 3.1. 3.2 3.3 3.4. 3.5 4. 4.1. 4.2. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста Основы безопасности в природной среде. Материально-техническая база похода. Личное и групповое снаряжение. Личное снаряжение и уход за ним. Питьевой режим на туристской прогулке. Групповое снаряжение и уход за ним. Индивидуальный и групповой ремонтный набор. Организация биваков и охрана природы. Туристская группа на прогулке (экскурсии). Азбука топографии. Условные знаки топографических карт. План местности. Правила ориентирования на местности. Способы ориентирования по местным признакам. Способы определения расстояний до недосягаемых объектов. Туристское спортивное ориентирование Компас. Азимуты – прямой и обратный. 1. 1.1. 4.3. 4.4. 4.5 4.6 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 6. 6.1. 6.2. 6.3. 6.4 6.5 6.6 6.7 Определение азимута по карте и на местности. Ориентирование по сторонам горизонта. Ориентирование на местности. Виды туристского ориентирования. Личная гигиена и первая доврачебная помощь Личная гигиена юного туриста. Оказание первой доврачебной помощи. Обработка ранок, ссадин и наложение простейших повязок. Индивидуальная и групповая медицинская аптечки. Способы транспортировки пострадавшего. Основы краеведения Организация краеведческих наблюдений в походе. Мой край Нижегородский. Мой город Саров. Природа моего края. География моего края. История моего края. Храмы Нижегородской области – история и современность. 6.8 Художественные народные промыслы моего края. 7. Азбука спортивно-оздоровительного туризма 7.1 Пешеходный туризм. 7.2 Основные приемы страховки. Страховочная система. 7.3. Полоса препятствий пешеходного туризма (осень, зима). 7.4 Правила прохождения технических этапов туристической полосы препятствий. 7.5. Спуск, подъем по склону спортивным способом, траверс склона по перилам. 7.6 Навесная переправа. Параллельные верёвки. Узлы – классификация по использованию. Вязка узлов на время. 7.7 7.8 8. 8.1. 8.2. 9. Турмногоборье. Участие в городских туристических слетах и соревнованиях школьников. Общая спортивно-оздоровительная спортивная подготовка Общая физическая подготовка и оздоровление организма. Психолого-педагогическая и врачебно-медицинская диагностика функционального и физического развития и тестирование занимающихся. Зачетный летний поход . Тематическое планирование «Мой край» По программе «Туристическое краеведение». Занятия проводятся 2 академических часа в неделю. № 1 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 4 5 6 6.1 Наименование разделов и тем Организация набора группы. Вводное занятие. Задачи ТКО. Перспективы работы ТКО. Инструктаж по ТБ. Ориентирование на местности. Условные знаки топографических карт. Способы определения расстояний до недосягаемых объектов. Компас. Азимуты – прямой и обратный. Определение азимута по карте и на местности. Правила ориентирования на местности. Способы ориентирования по местным признакам. Способы составления топографических карт. Правила проведения туристических соревнований – ориентировочные этапы. Турмногоборье. Основные приемы страховки. Страховочная система. Узлы – классификация по использованию. Вязка узлов на время. Правила прохождения технических этапов туристической полосы препятствий. Спуск, подъем по склону спортивным способом, траверс склона по перилам, навесная переправа. Материально-техническая база похода. Личное и групповое снаряжение. Основные функции завхоза. Организация питания в походе. Составление меню и раскладка продуктов, распределение веса на маршрут. Здоровье участников похода. Нормы личной и общественной гигиены. Основные функции медика. Общее кол-во часов 2 теория 2 практика 4 1 3 2 1 1 2 1 1 2 1 1 4 1 3 2 1 1 1 1 2 1 2 2 2 1 2 2 1 1 1 1 7 8 9 10 Итого Аптечка. Типичные травмы в походе. Экология и туризм. Экологические требования. Экологокраеведческая работа. Разработка и подготовка 2 - 3-х дневного маршрута. Поход выходного дня (ПВД). Краеведение. Организация краеведческих наблюдений в походе + информационные технологии Участие в городских туристических слетах школьников. 6 4 2 6 2 4 20 10 10 8 2 6 68 34 34 Содержание программы Примерная учебная программа кружка «Мой край» 1-й год обучения 1. Вводное занятие Оздоровительная роль туризма. Правила поведения юных туристов. Цели и задачи кружка. 2. Азбука топографии. Условные знаки топографических карт. План местности. Правила ориентирования на местности. Способы ориентирования по местным признакам. Способы определения расстояний до недосягаемых объектов. 3. Туристское спортивное ориентирование Компас. Азимуты – прямой и обратный. Определение азимута по карте и на местности. Ориентирование по сторонам горизонта. Ориентирование на местности. Виды туристского ориентирования. 4. Турмногоборье Основные приемы страховки. Страховочная система. Полоса препятствий пешеходного туризма (осень, зима). Правила прохождения технических этапов туристической полосы препятствий. Спуск, подъем по склону спортивным способом, траверс склона по перилам. Навесная переправа. Параллельные верёвки. Узлы – классификация по использованию. Вязка узлов на время. 5. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста Основы безопасности в природной среде. Материально-техническая база похода. Личное и групповое снаряжение. Личное снаряжение и уход за ним. Групповое снаряжение и уход за ним. Питьевой режим на туристской прогулке. Индивидуальный и групповой ремонтный набор. Организация биваков и охрана природы. Туристская группа на прогулке (экскурсии). Основы краеведения + Информационные технологии Организация краеведческих наблюдений в походе. Мой край Нижегородский. Мой город Саров. Дивеевский монастырь. Природа моего края. Примерная учебная программа кружка «Мой край» 2-й год обучения 1. Вводное занятие Задачи ТКО. Перспективы работы ТКО. Инструктаж по ТБ. Правила поведения юных туристов. 2. Азбука топографии. Условные знаки топографических карт. План местности. Правила ориентирования на местности. Способы ориентирования по местным признакам. Способы определения расстояний до недосягаемых объектов. 3. Туристское спортивное ориентирование Компас. Азимуты – прямой и обратный. Определение азимута по карте и на местности. Ориентирование по сторонам горизонта. Ориентирование на местности. Виды туристского ориентирования. 4. Турмногоборье Основные приемы страховки. Страховочная система. Полоса препятствий пешеходного туризма (осень, зима). Правила прохождения технических этапов туристической полосы препятствий. Спуск, подъем по склону спортивным способом, траверс склона по перилам. Навесная переправа. Параллельные верёвки. Узлы – классификация по использованию. Вязка узлов на время. 5. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста Основы безопасности в природной среде. Материально-техническая база похода. Личное и групповое снаряжение. Личное снаряжение и уход за ним. Групповое снаряжение и уход за ним. Питьевой режим на туристской прогулке. Индивидуальный и групповой ремонтный набор. Организация биваков и охрана природы. Туристская группа на прогулке (экскурсии). Основы краеведения География моего края. История моего края. Храмы Нижегородской области – история и современность. Художественные народные промыслы моего края. Школьный кружок туризма и краеведения «Мой край» Туризм и дети Туризм как вид спорта занял в спортивной жизни города особое место. С одной стороны, это отдых, когда люди не спеша, путешествуют, наслаждаясь окружающей природой, с другой – это спортивные походы, иногда на грани физических возможностей человека, соревнования по туристическому многоборью. В нашем городе развивается как взрослый, так и детский туризм. Работают различные туристические клубы. В нашей школе, так же, есть кружок туризма и краеведения «Мой край». Число юных туристов – пытливых изыскателей из года в год растёт. Путешествовать можно по разному. Наиболее распространён пеший туризм. Он доступнее. Пешком можно проникнуть всюду, или почти всюду, куда не доберутся ни водник, ни велосипедист. В походе ученик приобретает качества, необходимые ему для продолжения образования, учебной деятельности. Это – владение новыми (помимо привычных условий классно-урочной системы) способами получения знаний о мире и о себе во время путешествия, сформированный интерес к продолжению изучения своего края. Систематическое включение учащегося в туристско-краеведческую деятельность расширяет его представления о спектре профессий, связанных с исследованием и освоением живой природы. Для выпускника школы это может стать необходимым условием его более качественного профессионального самоопределения, выбора профиля продолжения образования. В туристской деятельности можно обучить ребят навыкам сотрудничества. Ведь само участие в походах в подростковом возрасте мотивировано потребностями детей в общении со сверстниками. Взаимопомощь, взаимовыручка, терпимость к позиции другого – качества, которые участник туристского похода проявляет постоянно. А коллективные условия реализации деятельности дают ему представления о моральных нормах поведения общества и формируют отношения к ним как к ценности. Ребёнок приобретает опыт общения: практические умения устанавливать положительные отношения в коллективе, поддерживать коммуникативные контакты в условиях преодоления трудностей, физических и психологических нагрузок, опыт разрешения конфликтных ситуаций. Включение ученика в систематическую туристско-краеведческую деятельность на протяжении его обучения в школе, способствует формированию у него готовности к физическому саморазвитию и поддержанию собственного здоровья. В этом направлении необходимо дать ученику специальные знания по медицине, гигиене, физиологии, необходимые для профилактики заболеваний и травматизма, оказание первой доврачебной помощи, информацию о методах саморегуляции во время физических нагрузок. Постепенно у ребят формируется отношения к собственному здоровью как к ценности и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию. Туризм – деятельность, требующая проявления определённых качеств личности (целеустремлённости, дисциплинированности, настойчивости, терпимости и др.), поэтому он становится условием формирования эмоционально-волевой регуляции, необходимой для разработки и реализации планов физического саморазвития. Потребность в определённых поступках, совершаемых в специально созданных условиях, порождает привычки, перерастающие затем в качества личности. Школьный туризм и краеведение – действенные средства формирования у школьников уважительного отношения к выполнению обязанностей Защитника Отечества. Ведь в походе предусмотрено посещение краеведческого музея, памятных мест, связанные с событиями истории своей местности. Полевые трудности, необходимость терпеть определённые лишения в связи с непогодой и физическими нагрузками развивают волевые качества, формируют уровень самоконтроля, достаточный для ограничения собственных бытовых потребностей на время выполнения воинского долга. В процессе похода можно сформировать у учащихся готовность природоохранительной деятельности. Что же способствует этому? Смена ландшафтов, посещение природных памятников становится основой восприятия ребёнком значения живой природы для общества и каждого человека. Краеведческое исследование даёт знание о негативном и позитивном воздействии общества на природную среду, необходимые для формирования собственной оценки фактов взаимодействия человека с его средой обитания. А наблюдения рождают интерес к изучению природы. Кроме того, в походе дети приобретают навыки практической природоохранительной деятельности: они выбирают место привала, утилизируют отходы и т.п. Данный вид туристической деятельности может охватывать разновозрастные группы детей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ведь, во время похода группа и её руководитель находится вне криминализированной среды, влияния неблагоприятных факторов, вызванных техногенным характером посёлка (дорожнотранспортные происшествия, пыль, шум, стрессы и др.) Воспитанники кружка «Мой край» принимали активное участие в конференциях, в работе молодёжного форума (секция «Гражданственность и патриотизм молодёжи»). Прошли замечательные походы, запоминающиеся экскурсии, приняли участие в туристических слётах и соревнованиях. Ожидаемые результаты и способы их проверки: Ожидаемые результаты Учащиеся знают: Правила поведения в зале и на природе Способы их проверки Тест-опросник «Правила работы за компьютером» (авторы С.Н. Тур, Т.П. Бокучава) Рисуночный тест «Из чего состоит компьютер». Набор ребусов и загадок об устройстве компьютера Практическая работа Практическая работа Практическая работа Заполнение пунктов плана по мере их выполнения Правила прохождения туристической дистанции Название узлов Карта и топознаки Что такое доклад, как он оформляется Что такое исследование, план проведения исследования по выбранной теме Что такое краеведение, что оно изучает Игровые задания, командная игра Историю нашего края с древнейших времён до Игровые задания, командная игра наших дней Как оформляют, представляют и защищают Защита итоговых работ на заключительных свою исследовательскую работу занятиях Учащиеся умеют: Самостоятельно ориентироваться на местности Практическая работа Завязывать узлы Практическая работа Самостоятельно оформить титульный лист Практическая работа доклада по краеведческой теме исследования: Поставить на лист рамку. Изменить её; Поставить заголовок WordArt, Изменить текст, стиль; Подписать, кто выполнил, расположить текст посредине Открыть Интернет Практическая работа Найти картинки по заданной теме, скопировать и поставить в свою работу Умеют работать с компьютером синхронно с Ежедневно, в процессе работы объяснениями учителя Условия реализации программы Дальнейшая реализация программы внеурочной деятельности «Мой край» на ступени основного общего образования предполагает подготовку на старшей ступени образования тьютеров для работы в детских туристических лагерях. Таким образом, данная программа внеурочной деятельности позволяет реализовать практическую часть, через туристско-краеведческую деятельность в рамках реализации ФГОС ООО. ЛИТЕРАТУРА 1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д. В. Григорьев, П В. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. — 223с. 2. Маслов А. Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности».- М.: Владос, 2000. −268с. 3. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: учебно-методическое пособие: в 3ч. / авторы-сост.: В. Г. Черемисина, О. Б. Лысых, З. В. Крецан и др.; под общей ред. Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. — Часть 1. −91с. 4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа/ сост. Е. С Савинов. — М.: Просвещение, 2011. 462с 5. Примерная программа внеурочной деятельности: начальное и основное образование / под ред. В. А. Горского. — М.: Просвещение, 2010. −245с. 6. Спортивно-прикладной туризм: программа, разработки занятий, рекомендации / сост. В. А. Шкенев. — Волгоград: Учитель, 2009. −317с. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 8. Смирнов Д. В., Константинов Ю. С., Маслов А. Г., «Юные туристы-краеведы», программы для системы дополнительного образования. Москва, ФЦДЮТиК 2006. 9. Э. Н. Кодыш, Ю. С. Константинов, Ю. А. Кузнецов «Туристские слеты и соревнования», Москва, Профиздат, 1984. 10. Б. Маринов, «Проблемы безопасности в горах», Москва, «Физкультура и спорт», 1981. 11. Э. Н. Кодыш, «Соревнования туристов», Москва, «Физкультура и спорт», 1990. 12. Ю. А. Штюрмер «Опасности в туризме, мнимые и действительные», Москва, «Физкультура и спорт», 1983. 13. Ю. Л. Шальков «Здоровье туриста», Москва, «Физкультура и спорт», 1987. 14. «Питание в туристическом путешествии», Москва, Профиздат, 1986. 15. «Снаряжение для горного туризма», Москва, Профиздат, 1987. 16. «Внешкольник» №7 2004 Интернет-ресурсы: 1. Областной центр детского и юношеского туризма. — URL: http://www. kuztur42.narod. ru 2. Ориентирование на местности URL: http://revolution. allbest. Ru (дата обращения: 12.12.2012). 3. Всё для похода и о походе. — URL: http://pohod. home. nov. ru(дата обращения: 12.12.2012). 4. Сайт «Туристёнок». Рекомендации для походов с детьми. — URL: http://www. turistenok. Ru (дата обращения: 12.12.2012). 5. Все о туризме. Туристическая библиотека. — URL: http://tourlib. net (дата обращения: 12.12.2012). № /дата 1-2 02.09 3-4. 09.09 5-6. 16.09 7-8. 23.09 9-10. 07.10 11-12. 14.10 13-14. 21.10 15-16. 28.10 17-18. 11.11 19-20. 18.11 21-22. 25.11 23-24. 02.12 25-26. 09.12 27-28. 16.12 29-30. 23.12 31-32. 30.12 Календарно-тематическое планирование 2017-2018 уч. год. 2 часа в неделю Наименование разделов и тем Теория занятия Организация набора группы. 2 Вводное занятие. Задачи ТКО. Перспективы работы ТКО. Инструктаж по ТБ. Ориентирование на местности. Компас. 1 Условные знаки 1 топографических карт. Способы определения 1 расстояний до недосягаемых объектов. Азимуты – прямой и обратный. Определение азимута по карте и на местности. Ориентирование на 1 местности. Правила ориентирования на местности. Турмногоборье. 1 Основные приемы страховки. Страховочная система. Страховочная система. Краеведение. 1 Способы ориентирования по 1 местным признакам. Правила проведения туристических соревнований – 1 ориентировочные этапы. Краеведение. Краеведение. 1 Узлы – классификация по использованию. Правила прохождения технических этапов туристической полосы препятствий. Краеведение. Вязка узлов на время. Страховочная система. Спуск, подъем по склону спортивным способом. Краеведение. Материально-техническая база похода. Личное и групповое снаряжение. Навесная переправа. Краеведение. Практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 33-34. 13.01 35-36. 20. 01 37-38. 27.01 39-40. 03.02 41-42. 10.02 43-44. 17.02 45-46. 24.02 47-48. 02.03 49-50. 09.03 51-52. 16.03 53-54. 23.03 55-56. 06.04 57-58. 13.04 59-60. 20.04 61-62. 27.04 63-64. 11.05 65-66. 18.05 67-68. 25.05 Основные функции завхоза. Организация питания в походе. Составление меню и раскладка продуктов, распределение веса на маршрут. Здоровье участников похода. Нормы личной и общественной гигиены. Основные функции медика. Аптечка. Типичные травмы в походе. Экология и туризм. 1 Экология и туризм. 1 1 Экология и туризм. 1 1 1 2 1 1 2 Краеведение. 2 Краеведение. 1 1 Краеведение. 1 1 Краеведение. 1 1 Подготовка к участию в городских туристических слетах школьников. Участие в городских туристических слетах школьников. Разработка и подготовка 2-3-х дневного маршрута. Разработка и подготовка 2-3-х дневного маршрута. Поход выходного дня (ПВД). 2 Участие в городских туристических слетах школьников. Участие в городских туристических слетах школьников.. Краеведение. 2 1 1 1 1 2 2 2 2