ДОП Медиашкола-телевидение-газета-радио-и-продвижение-в-сети-Интернет

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова
«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
Протокол решения от 31.08.2023 г.
№ 1

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом директора МБОУ
Гимназии № 2
от 31 .08.2023 г. № 237/п

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
ПРЕСС-ЦЕНТРА ГИМНАЗИИ
«Медиашкола: телевидение, газета, радио и продвижение в сети Интернет»
Направленность - художественная
Возрастная группа: 5–11 классы
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Кузина Марина Станиславна
Должность:
педагог дополнительного образования

Электронный документ. Оригинал хранится в МБОУ Гимназии № 2

г. Саров
2023

2

Структура программы учебного предмета:
№

Наименование раздела

1.

Пояснительная записка

2.

Учебно-тематический план

3.

Содержание изучаемого курса

4.

Требования к уровню освоения Программы

5.

Оценка достижений планируемых результатов освоения Программы

6.

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

7.

Список литературы

3

1. Пояснительная записка
Цель дополнительной общеразвивающей программы Пресс-центра Гимназии
«Медиашкола Гимназии: телевидение, газета, радио и продвижение в сети Интернет» (далее
Программы) заключается в обучении, воспитании, развитии детей, создании условий для
развития личности, повышении мотивации учащихся к развитию и творчеству.
Достижение поставленной цели происходит путём создания благоприятной
медиасреды, направленной на развитие высокой информационной культуры учащихся в
условиях общеобразовательной школы и создание условий для разностороннего творческого
роста, приобретения актуальных навыков и умений, необходимых современному
специалисту в сфере видео-, аудио- и печатных медиа и компетенций, полезных для
успешной работы в любой профессиональной области.
Обучение в Медиашколе позволит учащимся осознать важность своего участия как
гражданина в решении актуальных социальных вопросов через усвоение системы
общественных связей и побудить его найти и предложить свои варианты решения проблемы
или поставленной задачи.
Результатом реализации программы также является освещение школьных событий,
создание живой, активно работающей информационной среды,
демонстрация
использования технических возможностей новых информационных технологий в
образовании.

Цели и задачи Программы
Цель программы – формирование, развитие и совершенствование социальнозначимых навыков и компетенций в области медиаиндустрии, коммуникации, творчества и
личного развития.
Задачи:
 научить детей использовать различные источники информации и размещать
результаты своей работы в различных медиаресурсах,
 сформировать у учащихся критическое отношение к найденной информации,
понимать уровень компетентности использованных источников,
 научить детей работать в группе, обсуждать различные вопросы,
 изучить этические вопросы, связанные с издательской деятельностью, интернеткультурой и размещением информации в СМИ: авторское право, плагиат, цензуру,
 привить учащимся интерес к современным профессиям в области СМИ,
журналистики и PR,
 обучить уверенному использованию современных технологий,
 стимулировать познавательную деятельность учащихся,
 вовлекать учащихся (в том числе детей-инвалидов) в творческую деятельностьи
активно участвовать в конкурсах разного уровня и общешкольных мероприятиях
 формировать навыки самообразования,
 привить навыки проектной деятельности, связанные с реальной ситуацией в
современном обществе,
 стимулировать активное участие в творческих конкурсах.
 развивать коммуникабельность учащихся, навыки публичных выступлений,
умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде;
 пропагандировать положительные образы и примеры из жизни, поведения людей
на основе богатого исторического, литературного наследия, создание на его основе
материалов и рекомендаций для повседневной жизни и поведения учащихся.
 формирование жизненных и духовно-нравственных ценностей на основе
выработки устойчивой системы нравственных социокультурных установок, позволяющих

4

выработать перспективные жизненные позиции, стратегию в своей профессиональной,
познавательной, социальной деятельности.

1.3. Требование к уровню подготовки учащихся
Набор в объединение дополнительного образования свободный, по желанию детей и
согласию их родителей (законных представителей), на основании заявления.
Возраст – с 3 по 11 классы.
Специальных знаний и навыков в какой-либо области не требуется.

1.4. Основные формы и методы работы с обучающимися
Обучающие занятия в смешанной разновозрастной группе позволяют изучать одну
тему, выполняя различные по степени сложности задания. Для лучшего усваивания
материала занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер (подгруппы,
микрогруппы).
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и
индивидуальной форм учебной деятельности.
Фронтальная форма предполагает передачу учебного материала всему коллективу
учащихся.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу детей. Оказание
помощи каждому ученику позволяет содействовать выработке навыков самостоятельной
работы, не уменьшая активности ребенка.
В ходе групповой формы работы учащиеся самостоятельно строят свою деятельность
на основе принципа взаимозаменяемости. Это способствует болеекачественному и быстрому
выполнению задания, масштабных и наиболее сложных работ, с наименьшими затратами. В
процессе такой формы работы каждый ученик на отдельном этапе может научиться
конкретному приему. Такая форма работы – ориентир на создание подгрупп (микрогрупп) с
учетом возраста, опыта, навыков и знаний учащихся.
Для реализации программы используются следующие технологии:
 развивающего обучения (проблемный, поисковый, творческий);
 дифференцированного обучения (уровневые, индивидуальные задания);
 игровые.
При этом используются разнообразные формы проведения занятий: рассказ, беседа,
презентация, демонстрация, объяснение, лекция, практическая работа с компьютером и
графическим планшетом, самостоятельная работа, мастер-класс, анализ ошибок, ролевые и
деловые игры, творческие проекты, практические задания, конкурсы.

1.5. Педагогические принципы, на которых разработана программа
Обучение учащихся основывается на следующих педагогических принципах:
 личностно-ориентированный подход (опыт собственной жизнедеятельности
учащегося; признание самобытности и уникальности каждого ребенка);
 природосообразности (учитываются возраст, уровень интеллектуальной
подготовки учащегося, предполагающий выполнение задания различной степени
сложности);
 культуросообразности (приобщение учащихся к современной мировой культуре и
ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
 свободы выбора и самостоятельности решений;
 сотрудничества и ответственности;
 сознательного усвоения учебного материала воспитанниками;

5

 систематичности, последовательности и наглядности обучения детей.

1.6. Материально-техническое обеспечение
Для освоения Программы требуется наличие: компьютера с подключением к сети
Интернет и установленным программным обеспечением для работы с текстами, фото и
видеоматериалом, ноутбука, принтера, фотокамеры и видеокамеры с картами памяти,
штатива, внешнего жёсткого диска.

2. Учебно-тематический план
Программа рассчитана на изучение журналистики, оформительского дела,
ораторского мастерства, аудио-, видео-, информационных компьютерных технологий в
системе дополнительного образования детей в течение одного года. Программа состоит из
5 направлений:
 Медиашкола: газета
 Медиашкола: радио Свой голос
 Медиашкола: Гимназия-TV
 Медиашкола: курс современной журналистики
 Медиашкола: секреты соцсетей и продвижение в сети Интернет

2.1. Учебно-тематический план направления
«Медиашкола: газета»
Объём программы – 70 часов в год (35 недель).
Режим занятий – 2 группы по 2 академических часа в неделю.
Название темы

Информационный повод
Этика журналистики
Жанры печатной журналистики
Роль школьной газеты
Подготовка и выпуск газеты по итогам 1 четверти
Этапы создания газеты. Эскиз газеты.
Знакомство с оформительским делом
Компьютерная верстка
Интервью: особенности жанра, его виды
Подготовка и выпуск газеты по итогам 2 четверти
Поддельные новости и проверка информации
Читатель и его интересы
Особенности газетного языка
Современный копирайтинг
Типографика: оформление печатного текста
Новостная заметка

Количество часов
Всего

Теория

Практика

2
2
4
2
6
2
4
4
2
6
2
2
2
4
2
2

2
1
2
1
2
1
2
2
1
2
1
1
1
2
1
1

1
2
1
4
1
2
2
1
4
1
1
1
2
1
1

6

Темы газетных публикаций
Подготовка и выпуск газеты по итогам 3 четверти
Репортажная фотография
Особенности современного дизайна
Подготовка и выпуск газеты по итогам 4 четверти
Итоговое занятие
ИТОГО

2
6
4
2
6
2
70

1
2
2
1
2
2

1
4
2
1
4

2.2. Учебно-тематический план направления
«Медиашкола: школьное радио»
Объём программы – 70 часов в год (35 недель).
Режим занятий – 1 группа по 2 академических часа в неделю.
Количество часов
Название темы

Вводное занятие
Информационный повод для радиопередачи
Подготовка и проведение радиопередачи
Современные форматы ведения новостей на радио
Подготовка и проведение радиопередачи
Речевая культура и этика
Подготовка и проведение радиопередачи
Структура новостной радиопередачи
Подготовка и проведение радиопередачи
Отличия радиопередачи от видео
Подготовка и проведение радиопередачи
Структура радиоинтервью
Подготовка и проведение радиопередачи
Умение управлять своим телом и голосом
Подготовка и проведение радиопередачи
Тренировка речевого дыхания и звука
Подготовка и проведение радиопередачи
Энергетика речи и уверенность оратора
Подготовка и проведение радиопередачи
Выработка собственного стиля, особенной манеры
Подготовка и проведение радиопередачи
Энергетика речи и уверенность оратора
Подготовка и проведение радиопередачи
Приёмы мотивации слушателей на действие
Подготовка и проведение радиопередачи
Видеотрансляция радиоэфира

Всего

Теория

1
1
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1
1
1

Практика

2
1
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1

7

Подготовка и проведение радиопередачи
Креативность, импровизация
Подготовка и проведение радиопередачи
Особенности радиоинтервью
Подготовка и проведение радиопередачи
Приёмы работы с вопросами
Подготовка и проведение радиопередачи
Умение вести спор, дискуссию, дебаты
Подготовка и проведение радиопередачи
Снижение усталости слушателей
Подготовка и проведение радиопередачи
Итоговое занятие
ИТОГО часов

2
1
2
2
2
2
2
2
2
1
2
1
70

2
1
2
1
2
1
2
1
2

1
1
1
1

2
1
20

48

2.3. Учебно-тематический план направления
«Медиашкола: Гимназия-TV»
Объём программы – 70 часов в год (35 недель).
Режим занятий – 2 группы по 2 академических часа в неделю.
Название темы

Вводное занятие
Информационный повод
Этика журналистики
Цели и особенности интервью, активное слушание
Коммуникативные техники
Подготовка вопросов для интервью: требования
Композиция телевизионного сюжета
Критерии отбора новостей
Фактчекинг (проверка информации)
Основы видеомонтажа, изучение ПО.
Основы аудиомонтажа, изучение ПО.
Основы операторского мастерства
Приёмы работы с видеокамерой
Репортаж как основной жанр ТВ: виды и особенности
Структура и композиция телерепортажа
Закадровый текст, stand-up и синхрон в репортаже
Язык поз и жестов, требования к внешнему облику
Упражнения для снятия аудиторного шока
Речь на тв: интонация, логические паузы, акценты
Техника речи, дыхание, артикуляция, звук, дикция

Количество часов
Всего

Теория

2
2
2
4
4
4
2
2
4
4
4
4
4
2
2
4
4
4
2
4

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Практика

2
2
2

2
2
2
2
2

2
2
2
2

8

Создание собственного стиля телеведущего
Итоговое занятие
ИТОГО часов

4
2
70

2
2
44

2
26

2.4. Учебно-тематический план направления
«Медиашкола: курс современной журналистики»
Объём программы – 70 часов в год (35 недель).
Режим занятий – 2 группы по 2 академических часа в неделю.
Количество часов
Название темы

Вводное занятие
Информационный повод
Этико-правовые основы деятельности журналистов
Взаимодействие СМИ с аудиторией
Методы сбора информации
Поддельные новости и проверка информации
Этапы разработки журналистского проекта
Инструменты для журналиста
Дресс-код журналиста
Основные принципы построения кадра
Ракурсы и субъективная камера
Репортажная фотография
Анализ целевой аудитории
Авторский стиль в журналистике
Особенности публицистического стиля
Речевая культура
Основные ошибки изложения и написания
Преодоление страхов и творческого кризиса
Рерайтинг
Плагиат
Особенности текстов для сайтов и соцсетей
Блогинг и журналистика
Специфика школьных СМИ
Виды новостного, аналитического, развлекательного
контента
Основные жанры журналистики
Интервью: особенности жанра, его виды
Новостная заметка
Пресс-релиз
Репортаж: событийный, тематический,
постановочный

Всего

Теория

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1
1
2
2
1
1

2

2

2
2
2
2

1
1
1
1

2

2

Практика

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1

9

Заголовки (виды, назначение, как писать)
Лиды (зачем и когда нужны, практика написания)
Журналистское расследование
Сторителлинг
Дизайн в СМИ
Итоговое занятие
ИТОГО часов

2
2
2
2
2
2
70

1
1
1
1
1
2
48

1
1
1
1
1
22

2.5. Учебно-тематический план направления
«Медиашкола: интернет и соцсети»
Объём программы – 70 часов в год (35 недель).
Режим занятий – 2 группы по 2 академических часа в неделю.
Название темы

Вводное занятие
Основы работы SMM
Возможности продвижения
Стратегия бренда в соцсетях
Цели создания сайтов и аккаунтов
Анализ целевой аудитории
Инструменты продвижения
Особенности копирайтинга в соцсетях
Контент-стратегия
Визуальный контент
Приемы общения с подписчиками и клиентами
Создание кейсов
Принципы работы с лидерами мнений
Таргетинг
Отчетность и организация работы
Трудоустройство SMM-специалистов
Итоговое занятие
ИТОГО

Количество часов
Всего

Теория

2
4
4
6
4
6
6
4
6
4
4
6
4
2
2
4
2
70

2
2
2
4
2
4
4
2
4
2
2
4
2
2
2
2
2
44

Практика

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
26

3. Содержание изучаемого курса
Содержание Программы базируется на достижениях и ценностях общемировой и
российской культуры, отвечает задачам гражданского общества и правового государства,
способствует развитию личности, мотивации и коммуникабельности учащихся,
обеспечению эмоционального благополучия и создает условия для творческой
самореализации по выбранным направлениям.

10

4. Требования к уровню освоения Программы
Личностные результаты освоения курса предполагают:
 приобретение первичного опыта по формированию активной̆ жизненной̆ позиции
в процессе подготовки видеороликов, радиопередач, постов для публикации в сети Интернет
и выпусков газеты;
 получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
 понимание причин успеха или неуспеха практической̆ журналистской̆
деятельности.
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с
литературой̆, русским языком, информатикой̆, историей, обществознанием и отражают:
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной̆ задачей и условием еѐ реализации;
 продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении задач на занятиях;
 умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Предметные результаты отражают опыт учащихся в журналистской деятельности, в
результате которого они:
 познакомятся с основными терминами журналистики;
 приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в
процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
 приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе написания и
оформления текстов, создания школьной газеты, наполнения аккаунтов в соц.сетях;
 поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной,
творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности,
необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций.

5. Оценка достижений планируемых результатов освоения Программы
Программа направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных
способностей̆ обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего
досуга детей̆. Эта деятельность способствует социальной̆ адаптации, гражданскому
становлению подрастающего поколения.
В рамках реализации Программы развиваются:
 информационные компетентности учащихся;
 творческие способности детей;
 навыки их работы с видео и аудиоинформацией, кинематографическим и
фотоматериалом;
 навыки анализа, критического осмысления и грамотного размещения в сети
Интернет любой информации, необходимой для работы учащихся в современном
медиапространстве;
 навыки устных выступлений;
 навыки написания грамотных статей в разных жанрах;
 навыки проектной деятельности;
 уверенное использование современных технологий;

11

 активное участие в творческих конкурсах;
 формирование гражданской позиции учащихся;
 предпрофессиональная подготовка юных корреспондентов путем издания
традиционной бумажной и интернет газеты, создания радиопередач и видеорепортажей;
 опыт детского самоуправления.
Виды контроля, используемые в процессе обучения:
 вводный контроль проводится перед началом работы;
 текущий контроль проводится во время занятий;
 этапный контроль проводится после завершения изучения главных частей
Программы;
 итоговый контроль проводится после завершения изучения всей Программы.
Контроль осуществляется в форме собеседования, обсуждения выполненной работы
(статьи, репортажа, фоторепортажа, интервью, радиопередачи, видеоролика, размещенного
материала в сети Интернет), участия в различных проектах, конкурсах, выставках и
мероприятиях.

6. Методическое обеспечение общеразвивающей программы
Средства, необходимые для реализации данной программы:
 разработки по темам;
 тематический материал периодической печати;
 справочники;
 словари;
 наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и
проблемные ситуации;
 различные периодические печатные издания;
 тексты для редактирования;
 обучающие занятия ЯндексУчебник и других образовательных порталов сети
Интеренет

7. Список литературы
 Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
 Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб.,
2000.
 Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989. Елена Вовк.
―Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в ―БШ‖ No13, 15, 16.
2004 год
 Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.
 Система средств массовой информации/Под ред. Я. Н. Засурского. – М., 2003.
 Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб., 2001.
 Шостак М. И. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2001.
 Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М.,
2001.
 Лукина М. М. Технология интервью. – М., 2003.
 Накорякова К. М. Литературное редактирование. – М., 2002.
 Олешко В. Ф. Журналистика как творчество. – Екатеринбург, 2002.
 Смелкова З. С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты.
– М., 2002.
 Ким М. Н. Жанры современной журналистики. – М., 2004.

12

 К. Станиславский "Работа над собой в творческом процессе переживания"
Москва, Искусство, 1995г.
 Н.М. Горчаков. "Режиссерские уроки". Москва, Арнир. 2006г.
 Л.Костецкая. "Школа телеведущих", Новосибирск, , 2002г.
 Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
 Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
 Лебедев А.А. Ководство. – Москва, Издательство Студии Артемия Лебедева,
2006.
 Э.Луптон. Графический дизайн. Базовые концепции. – Издательский дом
«Питер», 2016.
 М.Конни. Тонкости визуального дизайна для профессионалов – Издательство:
Питер, 2018
 Д.Кудряшов, Е.Козлов. Администратор Instagram – Издательство: АСТ, 2018.
 Сборник работ конкурса графического дизайна СПД 41. – РИП-Холдинг., 2012.
 Шахиджанян В.В. Учимся говорить публично. – Москва, Варгиус, 2006.
 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – Москва, Издательский дом
Российской академии образования, 2005.
 Список
интернет-источников:
education.yandex.ru,
единыйурок.рф,
журналистика.рф, infourok.ru, mgaps.ru, рдш.рф, pedrazvitie.ru, nsportal.ru, 1sept.ru, урок.рф


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».