Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2» города Сарова «ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДЕНО» Педагогическим советом Приказом от 31.08.2023 г. № 237/п Протокол № 1 от 31.08.2023. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Шашки» Направленность: физкультурно-спортивная Возраст учащихся: 7 – 18 лет Срок реализации программы: 3 года Составитель: Васенькин Олег Григорьевич Должность Преподаватель организатор ОБЖ Электронный документ. Оригинал хранится в МБОУ Гимназии № 2. г. Саров 2023 I. Пояснительная записка Направленность программы – физкультурно – спортивная. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательном процессе. Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный вид спорта шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шашек и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шашками. Правила игры в шашки просты и общедоступны, поэтому у некоторых людей существует об этой игре ошибочное мнение как о весьма легкой и простой. В действительности же научиться хорошо играть в шашки дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Известно, что во многих школах введено преподавание шахмат, как более популярного вида спорта. Уверенно можно сказать, что преподавание шашек в школе можно смело вводить, как альтернативное. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в учреждениях дополнительного образования - дворцах творчества, детских спортивных школах, школьных спортивных клубах и т.д. Шашки, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся каноны. В шашечную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса. Следует отметить, что в образовательных учреждениях нашего города и Нижегородской области в целом занятия шашками носят разовый характер. Это эпизодические турниры в классах, соревнования в школах, в летних оздоровительных лагерях. Систематические занятия могут быть организованы только в кружках, секциях или детских клубах. Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шашечного искусства просто необходима программа занятий. Существуют программы по шашкам для спортивных школ. Эти программы рассчитаны на подготовку спортсменов высокого класса. Отличительной особенностью данной программы является больший акцент на начальную подготовку детей, в основном младшего возраста, начинающих с «нуля», более общее изложение основных положений без излишней детализации. Срок реализации рабочей программы – 3 года. II. Общая характеристика программы Цель программы: • Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников. 2 Задачи: Обучающие: • Обучение основам шашечной игры; • Подготовка квалифицированных спортсменов; • Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры. Воспитательные: • Воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; • Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма; • Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике. Развивающие: • Развитие стремления детей к самостоятельности; • Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление; • Осуществление всестороннего умственного и физического развития воспитанников. Программа была составлена на основе «Программы для внешкольных учреждений. Спортивные кружки» А.И. Виндермана. Показателями эффективности данной программы является: 1.Устойчивый интерес учащихся к шашкам. Уверенная игра детей за шашечной доской. Относительно высокая посещаемость занятий. 2. Успешное выступление юных шашистов гимназии на городских, областных, межрегиональных и всероссийских соревнованиях. Учащиеся являются победителями и призёрами как в личных, так и в командных первенствах города, области, страны по русским шашкам. В 2014-2018 гг. команда шашистов гимназии занимала первые места среди школ города на соревнования «Чудо – шашки». В 2018 году – первое место на зональных соревнованиях, 3-е место на областных соревнованиях «Чудо-шашки». 3. Учащиеся, занимающиеся сравнительно недавно, в течение двух-трех лет имеют спортивные разряды по русским шашкам. 4. Повысилась заинтересованность руководства гимназии к организации занятий кружка, возрос авторитет школы на уровне города. Наметились пути сотрудничества с родителями учащихся. Отличительной особенностью данной программы является то, что в отличие от пособий справочного характера все разделы программы представляют собой звенья одной цепи. III. Содержание программы. Материал программы распределяется по принципу постепенного и последовательного расширения теоретических знаний, развития практических навыков. Во время первого года занятий: - учащимся прививается интерес к шашкам; - учащиеся овладевают элементарными основами игры; 3 - учащиеся начинают участвовать в спортивных соревнованиях. Теоретический курс рассчитан на ознакомление с наиболее распространенными тактическими идеями и приемами. Работа строится с учетом таких важнейших для данного возраста принципов, как игровая деятельность и наглядность. К концу первого учебного года шашисты должны знать: - основные шашечные термины. Уметь: - ориентироваться на шашечной доске; - играть без нарушений правил; К концу периода, учащиеся, занимающиеся в кружке, выполняют норму 3-го юношеского спортивного разряда. Для второго года обучения характерно дальнейшее развитие у учащихся интереса к занятиям шашками. Особое внимание в этот период уделяется выработке у ребят тактического чутья и комбинационного зрения. Юные шашисты также изучают основные сведения о дебютах, эндшпиле, стратегии и композиции, получают первые представления о спортивном режиме шашиста и психологической подготовке. Большой раздел программы отведен спарринг - тренировкам. Во время второго года занятий, учащиеся приобретают навыки самостоятельной работы, узнают элементарные основы судейства и организации шашечных турниров. К концу учебного года учащиеся выполняют норматив 2-го юношеского спортивного разряда. Во время третьего года занятий происходит значительное расширение теоретических знаний юных шашистов в области тактики и стратегии в середине шашечной партии, накопление ими дебютных знаний, а так же изучение особенностей игры в сложном эндшпиле. Учащиеся расширяют знания о спортивном режиме шашиста методами тренировки и подготовки к соревнованиям. Значительный удельный вес в режиме занятий данного периода имеют спарринг - тренировки, турнирные поединки, а так же практическая деятельность учащихся по организации и судейству соревнований. К концу учебного года юные шашисты уверенно выполняют норму 1-го юношеского спортивного разряда. Основным инструментом образовательного процесса является проблемный метод, так же используются следующие методы: репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала). Основной формой работы являются учебные занятия. 4 План изучения определенной темы состоит из нескольких этапов: 1. Актуализация знаний, полученных на предыдущих занятиях. 2. Сообщение темы и цели занятия. 3. Объяснение теоретической части материала. 4. Контроль усвоения материала. 5. Практические занятия. При составлении плана принимается во внимание, что повторение является составным элементом учебной работы и позволяет подтягивать отстающих шашистов до общего уровня. Для закрепления знаний проводятся тематические спарринг - тренировки, конкурсы решений позиций, сеансы одновременной игры и консультационные партии. Одной из важнейших форм совершенствования юных шашистов является анализ сыгранных ими партий. Каждый учащийся записывает сыгранные партии, анализирует их и сдает на просмотр руководителю, который дает им полезные практические советы. С целью соблюдения режима занятий и проведения турнирных игр в соответствии с планом, руководитель периодически сочетает в процессе работы поточные занятия и турниры смежных по годам обучения групп. Результативность обучения игре в шашки отслеживается посредством: - наблюдения за игрой в парах; - контроля за индивидуальным решением шашечных задач, этюдов, композиций; - испытания в игре с использованием часов; - проведения сеансов одновременной игры; - проведения консультационных партий; - выполнения спортивных разрядов. Показателем эффективного усвоения материала является успешное выступление шашистов на школьных, городских, областных и всероссийских соревнованиях. Место проведения занятий: большая светлая аудитория с достаточным числом столов и стульев. Оборудование: достаточное количество комплектов шашек по числу занимающихся в каждой группе; турнирные часы; демонстрационная доска с комплектом шашек; шкаф для хранения инвентаря и шашечной библиотечки; бланки для записи партий, бланки турнирных таблиц и протоколов туров. 5 Распределение программного материала I года обучения (34 часа) 1. История развития шашек Древность русских шашек. Распространение шашечной игры в России. Введение Петром I шашек в программу ассамблей. Первая книга по шашкам в России, написанная в 1827 г. А.Д. Петровым. Культурное значение шашек. 2. Шашечный кодекс России, утвержденный конференцией Федерации шашек России 05.10.2010г. Понятие о правилах игры в русские шашки. Виды соревнований, правила их проведения. Участники соревнований, их права и обязанности, правила поведения спортсмена, спортивная этика. Роль судьи в соревнованиях. 3. Первоначальные понятия Правила игры, шашечная нотация. Основы шашечной теории и ее общие вопросы: что и как изучает теория, три стадии партии, общие правила равновесия материальных сил, стремление к приобретению материального превосходства, понятие о шашечной позиции, позиционные преимущества – важный путь к достижению победы, сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях, умении и важности расчета. Практические занятия Упражнения на усвоение правил игры в русские шашки, на овладение нотацией шашечной доски. Разбор и решение тематических примеров. Игры с записью партий. 4. Тактика Различные способы выигрыша шашек. Разнообразие тактических приемов и умение ими пользоваться в процессе игры. Простейшие комбинации и тренировки в их отыскании. Расчет ходов партии. Значение недостающей шашки в равных позициях, жертва шашки, «самообложение», «роздых», «любки», «застава», «распутье». Красота комбинационных эпизодов игры. Комбинационные ловушки, контрудары. Практические занятия Упражнения на различные способы выигрыша шашек, отыскание за доской тактических приемов и комбинаций. 5. Стратегия Значение центральных полей доски. Сила и слабость центра, бортовых полей. Тактика – важнейшая часть стратегии, ей подчиненная. Значение общего плана игры. Выбор наиболее выгодного плана. План игры на ослабление пункта, прорыв, овладение важными полями доски. Практические занятия 6 Разбор, решение и разыгрывание характерных тематических примеров. 6. Эндшпиль Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой, правила оппозиции – противостояние шашек. Три дамки против одной, треугольник А. Петрова. Борьба одной шашки против двух и более шашек (характерные ничейные позиции в борьбе одной против двух, примеры выигрыша двумя против одной, ничейные возможности в борьбе одной против трех и более шашек). Практические занятия Разбор специальных тематических примеров, решение упражнений. 7. Дебют Определение дебюта, его основные цели. Наиболее распространенные дебютные ловушки в «Игре Петрова», «Игре Филлипова», «Обратной городской партии», «Перекрестке», «Отыгрыше», «Старой партии», «Игре Бодянского». Понятие об оценке флангов и решение вопроса о том, какие шашки целесообразно прежде всего развивать в дебютной стадии. Практические занятия Нахождение дебютных ловушек и комбинаций, тематические игры с разбором сыгранных партий. 8. Композиция Концовки, задачи и этюды - произведения композиции особой области шашечного творчества, имеющей целью раскрытие красоты шашечной игры. Связь композиции с практической партией. Практические занятия Просмотр и разбор несложных, но эффективных шашечных композиций. 9. Спарринг - тренировки Спарринг - тренировки, конкурсы решения позиций, сеансы одновременной игры. Систематичность спарринг - тренировок, разнообразие их тематики, подбор партнеров. Тематика конкурсов решений и сеансов одновременной игры. Учет тренировочных выступлений занимающихся. Разбор сыгранных партий, проверка выполнения заданий. 10. Классификационные турниры Участие в соревнованиях кружка по русским шашкам. Запись партий, их последующий разбор с преподавателем. 7 IV. Календарно - тематическое планирование программного материала I года обучения № п/п 1 Наименование темы Всего История развития шашек Древность русских шашек. Распространение шашечной игры в России. Шашечный кодекс России 2 Количество часов ТеоретическиеПрактические занятия занятия Понятие о правилах игры в русских шашках. Участники соревнований, их права и обязанности, правила поведения спортсмена. Первоначальные понятия 1 - 1 1 - 1 2 3 Правила игры, шашечная нотация. Сила дамки, значение связок, разменов, понятие об оппозиции, темпах, маневренных возможностях, умении и важности расчета. 4 2 Практические занятия Упражнения на усвоение правил игры в русские шашки, на овладение нотацией шашечной доски. Тактика 4 2 Различные способы выигрыша шашек. Жертва шашки, «самообложение», «роздых», «любки», «застава», «распутье». Комбинационные ловушки. 4 2 Практические занятия Упражнения на различные способы выигрыша шашек, отыскание за доской тактических приемов и комбинаций. 8 5 6 7 8 9 10 Стратегия Значение центральных полей доски. Сила и слабость центра, бортовых полей. План игры на ослабление пункта, прорыв, овладение важными полями доски (например: c5 или f4). Практические занятия Разбор, решение и разыгрывание характерных тематических примеров. Эндшпиль Расчет ходов, ценность времени и пространства, игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой. Три дамки против одной, треугольник А. Петрова. Практические занятия Разбор специальных тематических примеров, решение упражнений. Дебют Определение дебюта, его основные цели. Наиболее распространенные дебютные ловушки в «игре Петрова», «игре Филлипова», «обратной городской партии». Целесообразность развития шашек в дебютной стадии. Практические занятия Нахождение дебютных ловушек и комбинаций. Композиция Концовки, задачи, этюды. Практические занятия Просмотр и разбор несложных, но эффективных композиций. Спарринг - тренировки Сеансы одновременной игры. Учет тренировочных выступлений занимающихся. Разбор сыгранных партий. Классификационные турниры Участие в соревнованиях, проводимых в кружке. Итого 1 2 1 2 4 2 2 4 2 1 2 1 - 8 8 - 4 4 12 22 34 9 К концу первого учебного года шашисты должны знать: - шашечные термины. Уметь: - ориентироваться на шашечной доске; - играть без нарушений правил; Распределение программного материала II года обучения (34 часа) 1. История развития шашек Шашки в дореволюционной России. Выдающиеся шашисты конца XIX в. С. Воронцов, Ф. Каулен, братья А. и В. Шошины, П. Бодянский, А. Оводов, Д. Саргин – их творческий вклад в теорию русских шашек. Первый пропагандист и популяризатор шашек в России П. Бодянский. 2. Шашечный кодекс России, утвержденный конференцией Федерации шашек России 05.10.2010г. Организация судейства соревнований. Дисциплина участников соревнований. Таблицы очередности игр по круговой системе. Турнирные часы. 3. Тактика Комбинация в партии, ее идейное содержание и цели, комбинационное зрение. Вскрытие дамочных полей, финальные удары. Мотивы, идеи и механизм комбинации. Изучение технических приемов комбинаций. Красота комбинаций. Жертва для получения позиционного преимущества. Жертвы в сочетании с другими тактическими приемами (связка, оппозиция, зажим). Практические занятия Разбор тематических упражнений, нахождение решений в комбинационных примерах. 4. Стратегия Понятие об атаке и защите. Оценка игровых возможностей для создания атаки, характер ее ведения. Разнообразие атакующих и защитных тактических средств. Вынужденное изменение плана игры в зависимости от обстоятельств борьбы. План игры с учетом связей комбинационных и позиционных действий, выбор момента для проведения решающего маневра. Практические занятия Упражнения на овладение игровыми приемами, ведение атаки и защиты, нахождение решений в заданных позициях. 5. Эндшпиль 10 Борьба простых шашек: две против двух, две против трех, три против трех, три против четырех, четыре против четырех. Борьба дамок и простых: дамка против простых, находящихся на одном фланге; дамка против двух, трех простых на разных флангах. Совместная борьба дамок и простых против дамки, а так же против дамки с простыми шашками. Практические занятия Анализ специально подобранных окончаний, отработка игры в эндшпиле. 6. Дебют Важность изучения начала партии. Индивидуальный подход к выбору дебютного репертуара. Общие задачи начала партии. «Игра Петрова» (исследование А.Д. Петрова в данном дебюте как первый вклад в теорию, своеобразие системы игры по уголкам, оценка дебюта в свете современного понимания силы центра доски, современная схема игры). Дебют «Кол» (атакующие возможности белых, тактика защиты черных, характерные комбинационные идеи, классическая система, «кол - угловик», разменный вариант, отказ белых от постановки кола). Дебют «Обратный кол» (основная идея начала, отличие позиции этого дебюта от позиции «кола», основные схемы развития). «Городская партия» (характерные особенности борьбы, влияние связок на игру в центре, развитие отсталых шашек, значение позиционного маневра, распространенность начала, классическая система). «Отыгрыш» и «Старая партия» (основные схемы развития), «Косяк», «Обратный косяк», «Отказанный косяк» (сложность, главные системы игры). 7. Композиция Красота комбинационных концовок и этюдов, их связь с практической партией. Практические занятия Разбор интересных для практической партии концовок и этюдов. 8. Спортивный режим Гигиенические знания и навыки. Спортивный режим дня. Занятия физическими упражнениями. Режим питания. Водные процедуры. Закаливание организма. Значение развития волевых качеств для повышения спортивного мастерства шашистов. Психологическая подготовка шашиста. 9. Спарринг - тренировки Конкурсы решения позиций, проведение сеансов одновременной игры, проведение консультационных партий. Последовательность перехода от теоретических занятий к спарринг - тренировкам, сочетание их с проведением разнообразных конкурсов решения позиций, сеансами одновременной игры, консультационными партиями. 10. Классификационные турниры Участие в классификационных турнирах. Последующий разбор сыгранных партий. 11 11. Другие соревнования Участие в первенстве класса, школы, города. Последующий разбор сыгранных партий. Календарно - тематическое планирование программного материала II года обучения №пп 1 2 3 4 5 Наименование темы История развития шашек Выдающиеся шашисты конца XIX в. С. Воронцов, Ф. Каулен, братья А. и В. Шошины, П. Бодянский, А. Оводов, Д. Саргин. Шашечный кодекс России Организация судейства соревнований. Правила поведения шашистов. Дисциплина участников соревнований. Тактика Комбинация в партии, ее идейное содержание и цели, комбинационное зрение. Вскрытие дамочных полей, финальные удары. Жертвы в сочетании с другими тактическими приемами (связка, оппозиция, зажим). Практические занятия Разбор тематических упражнений, нахождение решений в комбинационных примерах. 4Стратегия Понятие об атаке и защите. Оценка игровых возможностей для создания атаки, характер ее ведения. Практические занятия Упражнения на овладение игровыми приемами, ведение атаки и защиты, нахождение решений в заданных позициях. Эндшпиль Борьба простых шашек: две против двух, две против трех. Борьба дамок и простых: дамка против простых, находящихся на одном фланге; дамка против двух, трех простых на разных флангах. Практические занятия Анализ специально подобранных окончаний, отработка игры в эндшпиле. Количество часов Теоретические Практические занятия занятия Всего 1 - 1 1 - 1 2 6 4 2 4 2 1 4 3 12 6 7 8 9 Дебют Важность изучения начала партии. «Игра Петрова», «Кол», «Кол-угловик», «Обратный кол», «Городская партия», «Отыгрыш», «Старая партия», «Косяк», «Обратный косяк», «Отказанный косяк». Композиция Красота комбинационных концовок и этюдов, их связь с практической партией. Практические занятия Разбор интересных практических концовок и этюдов. Спортивный режим Спортивный режим, психологическая подготовка спортсмена. Спарринг - тренировки Консультационные партии 10 Классификационные турниры Участие в классификационных турнирах. Последующий разбор сыгранных партий. 11 Другие соревнования Участие в первенстве класса, школы, города, соревнованиях различного уровня. Итого 6 - 6 1 2 1 1 - 1 - 5 5 - 4 4 Согласно спортивному календарю 15 19 34 Распределение программного материала III года обучения (Группа совершенствования мастерства – 68 часов) 1. История развития шашек Знаменитый русский шашист С. Воронцов - первый чемпион России. Выдающиеся шашечные педагоги – С. Натов (Киев), Л. Рамм (Ленинград) и др. Первый чемпионат страны 1924 г. Первый чемпион страны В. Медков. 2. Шашечный кодекс России Определение момента совершения хода. Исправление нарушения правил игры, допущенного одним из участников. Учет результатов игры в соревновании. Пользование турнирными часами, контроль времени на обдумывание ходов. 13 Практические занятия Получение навыков судейства и организации соревнований в кружке, классе, школе. Зачет по судейству. 3. Тактика Важность расчета ходов в комбинациях. Общие признаки отыскивания комбинаций с двумя и более вариантами игры. Значение подготовительного хода для завершения комбинационного построения. Использование нападения противника для проведения комбинаций. Комбинации, спасающие от поражения. Оценка позиций, возникающих после проведения комбинаций. Встречные (ответные комбинации, их неожиданность, красота, сложность). Практические занятия Тренировка умения находить и рассчитывать комбинации. Разбор тематических упражнений, решение примеров. 4. Стратегия Решение стратегических задач на отдельных этапах (стадиях) шашечной партии: в начале игры (дебют), середине игры (миттельшпиль) и окончании (эндшпиль). Переход от одного этапа борьбы к другому. Правильная расстановка сил, использование слабости в лагере противника, захват важных (опорных) пунктов. Тактика – часть стратегии, помогающая осуществлению общего плана игры. Осуществление стратегических планов в партиях сильнейших шашистов. Практические занятия Отработка умения избирать и осуществлять стратегический план в партии. 5. Эндшпиль Дамка и две шашки против дамки. Значение позиции Д. Саргина и ее всестороннее изучение. Три дамки против дамки и простой (определение нормальных окончаний, построение и разбор решающих позиций). Четыре дамки против двух дамок простых. Практические занятия Усвоение приемов посредством разбора тематических позиций. 6. Дебют «Обратная городская партия» (основная идея дебюта, отличие его позиций от позиций «Городской партии»; классическая система, другие распространенные варианты игры). «Отказанная обратная городская партия» (стратегическая направленность, основные современные схемы). «Перекресток» (характерные особенности, последствия центральных связок; классическая система; распространенные варианты, гамбитные позиции). «Обратный перекресток», «Вилочка», «Тычок», «Обратный тычок», «Игра Филлипова», «Игра Медкова», «Защита Сокова», «Игра Романычева», «Разменное 14 начало», «Правофланговое начало» (основные идеи и наиболее распространенные схемы развития сторон). 7. Композиция Важность знания комбинационных идей и этюдовых приемов борьбы для практической игры, связь концовок и этюдов с партией. Темы заключений, (запираний) в концовках. Практические занятия Разбор и анализ ярких примеров, тематических позиций. 8. Спортивный режим, методы тренировки, подготовка к соревнованиям. Значение спортивного режима. Физическая подготовка, участие в соревнованиях. Теоретическая подготовка к турниру, к отдельной партии, к конкретному противнику. Преодоление отрицательных эмоций перед стартом и в ходе турнира, принятие оперативных решений во время партии. 9. Спарринг - тренировки Спарринг - тренировки, проведение консультационных партий. Проведение спарринг тренировок на уровне соревнований, подбор партнеров. Возможности творческого роста в ходе консультационных партий, правильная разбивка играющих на равные стороны. 10. Классификационные турниры Участие в классификационных турнирах. Последующий разбор сыгранных партий. Развитие навыков в организации соревнований, самостоятельное проведение отдельных туров и целых турниров наиболее способных в судействе шашистов. 11. Другие соревнования Участие в различных соревнованиях, предусмотренных спортивным календарем. Последующий разбор сыгранных партий. Календарно - тематическое планирование программного материала III года обучения № п/п Наименование темы Количество часов Теоретические Практические занятия занятия Всего 15 1 2 3 4 5 История развития шашек Знаменитый русский шашист С.Воронцов первый чемпион России. Первый чемпионат страны 1924 г. Первый чемпион страны В. Медков. Шашечный кодекс России Определение момента совершения хода. Исправление нарушения правил игры, допущенного одним из участников. Учет результатов игры в соревновании. Пользование турнирными часами. Практические занятия Получение навыков судейства и организации соревнований в кружке, классе, школе. Зачет по судейству. Тактика Использование нападения противника для проведения комбинаций. Важность расчета ходов в комбинациях. Общие признаки отыскивания комбинаций с двумя и более вариантами игры. Практические занятия Тренировка умения находить и рассчитывать комбинации. Разбор тематических упражнений, решение примеров. 4 Стратегия Решение стратегических задач на отдельных этапах (стадиях) шашечной партии: в начале игры (дебют), середине игры (миттельшпиль) и окончании (эндшпиль). Переход от одного этапа борьбы к другому. Правильная расстановка сил, использование слабостей противника, захват важных (опорных) полей. Практические занятия Отработка умения избирать и осуществлять стратегический план в партии. Эндшпиль Дамка и две шашки против дамки. Значение позиции Д. Саргина и ее всестороннее изучение. Три дамки против дамки и простой (определение нормальных окончаний, построение и разбор решающих позиций). Практические занятия Усвоение эндшпильных приемов посредством разбора тематических позиций. 1 - 1 1 2 1 4 9 5 2 4 2 4 8 4 16 Дебют «Обратная городская партия» (основная идея дебюта, отличие его позиций от позиций «Городской партии»); «Перекресток» (характерные особенности, последствия центральных связок); «Отказанная обратная городская партия» (стратегическая направленность, основные современные схемы); «Обратный перекресток», «Тычок», «Обратный тычок», «Игра Филлипова». Композиция Важность знания комбинационных идей и этюдных приемов борьбы для практической игры, связь концовок и этюдов с партией. Темы заключений, (запираний) в концовках. Практические занятия Разбор и анализ ярких примеров, иллюстрирующих тему. Спортивный режим Значение спортивного режима. Физическая подготовка, участие в соревнованиях. Теоретическая подготовка к турниру, к отдельной партии, к конкретному противнику. Спарринг - тренировки Спарринг-тренировки, консультационные партии. Проведение спарринг-тренировок на уровне соревнований, подбор партнеров. Классификационные турниры Участие в классификационных турнирах. Последующий разбор сыгранных партий. 6 7 8 9 10 Другие соревнования Участие в различных соревнованиях, предусмотренных спортивным календарем. Последующий разбор сыгранных партий. 11 Итого 12 - 12 2 4 2 4 - 4 - 12 12 - 12 12 Согласно спортивному календарю 30 38 68 К концу учебного года шашисты уверенно выполняют норму III спортивного разряда. V. Список литературы: 1. Барский Ю., Городецкий В. «Сеня, Храбрик и шашки». - М.: Детская литература, 1992. 2. Берлинков Б.Л., Рокитницкий А.В. «Шашечные партии белорусских 17 мастеров». - Минск: Полымя, - 1983. 3. Вигман В. Л. «Радость творчества». - М: Физкультура и спорт, - 1987. 4. Герцензон Б., Напреенков А. «Шашки это интересно». - Л: Детская литература, 1989. 5. Городецкий В.Б. «Книга о шашках». - М: Детская литература, - 1984. 6. Казарцев Е.М. «Шашки на диаграммах». – М., - 2007. 7. Кукуев Н. «100 шашечных этюдов». 1930. 8. Потапов Л.С., Рамм Л.М. «Курс дебютов». - М., Л.: Физкультура и спорт, - 1938. 9. Рамм Л.М. «Курс шашечных начал: Руководство к изучению игры». - М.: Физкультура и спорт, 1953. 10. Саргин Д., Бодянский П. «Русские шашисты». - М: Физкультура и спорт, - 1987. 11. Хацкевич Г. И. «25 уроков шашечной игры». - Минск: Полымя, - 1979. 12. Шашечный кодекс России. – Тихвин, - 2010. 13. Сборник «Шашечные задачи – миниатюры». - М: Физкультура и спорт, - 1958. 14. Виндерман А. «Программа для внешкольных учреждений. Спортивные кружки». – Просвещение, - 1977. 15. Маламед В.Р., Барский Ю.П. «Курс шашечных окончаний». – М: Физкультура и спорт, 1989. 18