Положение-о проектной деятельности обучающихся МБОУ Гимназии № 2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол от 31.08.2023
№1

СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Гимназии
Протокол от 30.08.2023
№1

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБОУ Гимназии № 2
от 31.08.2023 № 241/п

Положение о проектной деятельности обучающихся МБОУ Гимназии № 2
в соответствии с ФГОС
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о проектной деятельности обучающихся классов
в соответствии с ФГОС уровней общего образования (далее – Положение)
разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования и среднего общего
образования (далее - ФГОС ООО), Федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО), основной
образовательной программы основного общего образования Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназии № 2» города Сарова
(далее – ООП ООО), основной образовательной программы среднего общего
образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Гимназии № 2» города Сарова (далее - ООП СОО).
1.2. Положение регламентирует деятельность Гимназии по организации
работы над индивидуальным и групповыми проектами обучающихся.
1.3. ФГОС определяет проектную деятельность как особую форму
организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект)
в учебном процессе и внеурочной деятельности, которая направлена на повышение
качества образования, демократизацию стиля общения педагогов и учащихся.
1.4. Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты
(далее вместе - проект) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных
предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои
достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и
(или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять
целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную,
конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие).
1.5. Индивидуальный итоговый проект, выполненный обучающимися в 9 и
10-11 классах, является основным объектом оценки метапредметных результатов,
полученных в ходе освоения ООП ООО и ООП СОО.
1.6. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством педагога по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности
(познавательной,
практической,
учебно-исследовательской,
социальной,
художественно-творческой, иной).
1.7. Руководителем проекта может являться как учитель-предметник,
классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования,
педагог-психолог, социальный педагог, так и сотрудник иного образовательного

1.

1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова
учреждения, в т. ч. и высшего, родители обучающихся.
1.8. Выбор темы проекта может осуществляться как педагогом, так и
обучающимся. Темы проектов утверждаются приказом директора Гимназии.
1.9. Выполнение групповых и индивидуальных учебных исследований и
проектов позволяет выявить уровень развития универсальных учебных действий:
1.9.1. сформированность предметных знаний и способов действий: умение
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы
действий;
1.9.2. сформированность познавательных универсальных учебных действий:
способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее
решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или)
обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели,
прогноза, макета, объекта, творческого решения и других;
1.9.3. сформированность регулятивных универсальных учебных действий:
умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной
деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения
целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
1.9.4. сформированность коммуникативных универсальных учебных действий:
умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты,
аргументированно ответить на вопросы.
1.10. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или
двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и
должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или
разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного,
инновационного, конструкторского, инженерного.
1.11. На уровне среднего общего образования исследование и проект
выполняют в значительной степени функции инструментов учебной деятельности
полидисциплинарного характера, необходимых для освоения социальной жизни и
культуры. Более активной становится роль самих обучающихся, которые
самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели, описывают
необходимые ресурсы и другое. Начинают использоваться элементы
математического моделирования и анализа как инструмента интерпретации
результатов исследования. Важно, чтобы проблематика и методология
индивидуального проекта были ориентированы на интеграцию знаний и
использование методов двух и более учебных предметов одной или нескольких
предметных областей.
1.12. На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями
проектной и исследовательской деятельности являются: социальное; бизнеспроектирование; исследовательское; инженерное; информационное.
Цели и задачи выполнения проекта
2.1. Цель выполнения проекта:

продемонстрировать
способность
и
готовность
к
освоению
систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

развивать способность к сотрудничеству и коммуникации;

формировать способность к решению личностно и социальнозначимых
проблем и воплощению найденных решений в практику;

2.

2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова


оценивать способность и готовность к использованию ИКТ в целях
обучения и развития;

определять уровень сформированности способности к самоорганизации,
саморегуляции и рефлексии.
2.2. Задачами выполнения проекта являются:

обучение планированию (уметь чётко определить цель, описатьшаги по её
достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);

формирование навыков сбора и обработки информации, материалов(уметь
выбрать подходящую информацию, правильно её использовать);

развитие умения анализировать, креативность и критическое мышление;

развитие умения применять предметные знания и умения во внеучебной
ситуации, в реальной жизни;

формирование и развитие навыков публичного выступления;

формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять
инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
Этапы и примерные сроки работы над проектом
3.1. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя
планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной,
заключительный.
3.2. Для обучающихся 9 классов примерные сроки работы над итоговым
индивидуальным проектом следующие:
3.2.1. Подготовительный этап (сентябрь-октябрь): выбор темы и руководителя
проекта, утверждение темы и руководителя проекта приказом директора Гимназии.
3.2.2. Основной этап (октябрь-март): совместно с руководителем проекта
разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и
анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление
проектной папки, предварительная проверка руководителем проекта.
3.2.3. Заключительный этап (апрель-май): защита проекта, оценивание работы.
Контроль соблюдения сроков осуществляет руководитель проекта.
3.2.4. По выбору обучающихся, защита проекта может быть осуществлена в
феврале на школьной научной конференции, либо в рамках проектной сессии в
апреле.
3.3. Для обучающихся старшей школы (10-11 классов) в рамках учебного
плана предусмотрен метапредметный курс «Индивидуальный проект», направленный
на освоение теоретических основ написания проектной работы.
3.4. Примерные сроки работы над итоговым индивидуальным проектом
следующие:
3.4.1. Подготовительный этап (сентябрь 10 класса): выбор темы и руководителя
проекта, утверждение темы и руководителя проекта приказом директора Гимназии.
3.4.2. Основной этап (октябрь-март 10 класса): совместно с руководителем
проекта разрабатывается план реализации проекта. Сбор и изучение литературы,
отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов. Публичная
защита паспорта проекта (Приложения 1-2 к настоящему Положению). Проведение
практической части работы, оформление результатов, оформление проектной папки,
предварительная проверка руководителем проекта.
3.4.3. Заключительный этап. По выбору обучающихся, предзащита проекта
может быть осуществлена в феврале 10 класса на школьной научной конференции или
в апреле 10 класса в рамках проектной сессии. По итогам предзащиты комиссия

3.

3

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова
ставит балльную отметку в соответствии с критериями защиты проекта (Приложение
3 к настоящему Положению) и дает рекомендации, являющиеся обязательными к
исполнению.
3.4.4. Защита индивидуального проекта, по выбору обучающегося, может быть
осуществлена в апреле-мае 10 класса или в первом полугодии 11 класса.
3.5. Окончательный вариант работы над индивидуальным проектом должен
быть представлен руководителю проекта за 7 дней до защиты проекта.

4. Требования к оформлению проекта
4.1. Структура проекта:
Структура
Титульный лист

Требования к содержанию
Содержит:
- наименование учебного заведения, где выполнена работа;
- тема проекта;
- тип проекта;
- фамилию, имя и отчество ученика (учеников), класс;
- фамилию, имя и отчество научного руководителя (учитель) и консультантов,
их место работы, должность, научные степени (при наличии);

- город и год;
Оглавление

Включает:
- наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц,на
которых размещается материал.

Введение
(рекомендуем
ый объем 1-2
страницы)

Содержит:
- оценку современного состояния решаемой проблемы или задачи;
- обоснование необходимости проведения работы (актуальность и
проблематика);
- цель и задачи работы (автор раскрывает задачи, которые должны
быть решены в этой работе, определяет пути их выполнения, дает
характеристику объекта и предмета исследования);
- теоретическую и практическую значимость проекта.
Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по
конкретной исследуемой теме.
Глава 1. Обзор литературы, анализ предыдущих исследований на эту
тему.
Научная (теоретическая) часть работы содержит краткий анализ
автором проекта прочитанной литературы по данной теме, описывает
процессы или явления, которые иллюстрируют основное содержание
и непосредственно относятся к экспериментальной части работы.
Если работа исследовательская, то обязательно описать: объект,
предмет исследования, методику.

Основная часть

Глава 2. Практическая часть. Процесс создания продукта, результаты
исследования, общие выводы.
Обучающийся в работе должен делать ссылки на авторов и источник,
из которого он заимствует материалы. Выписки из прочитанного

Заключение

должны быть полными и точными, т. е. цитата и её
библиографическое описание.
Краткие выводы по результатам выполненной работы должны
состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной
работы; автор анализирует полученные в ходе эксперимента
4

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова
(исследования) данные.
Рекомендации и перспективы.
Список
литературы
Мультимедийная
презентация
проекта

Должен содержать перечень источников, использованных при
написании работы в алфавитном порядке по фамилии автора или
названию статьи (если нет автора).
Мультимедийная презентация проекта содержит основные положения
и результаты проекта (исследовательской работы), может включать
авторские фото-, видео- и аудиоматериалы. При использовании
заимствованных фото-, видео- и аудиоматериалов, обязательно
указание автора (источника).

4.2. Технические требования к проекту:
4.2.1. Текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, 14 пт,
интервал - 1,5; отступ первой строки - 1,25.
4.2.2. Поля: левое 3 см, правое 1,5 см, верхнее 2 см, нижнее 2 см.
4.2.3. Нумерация страниц: снизу, по центру. На титульном листе не ставится.
4.2.4. Выравнивание основного текста по ширине.
4.2.5. Оглавление: должно формироваться автоматически.
4.2.6. Все разделы и главы проекта начинаются с новых страниц. Точку в конце
заголовков и подзаголовков не ставят.
4.2.7. Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman,
12 пт, должны иметь сплошную нумерацию и названия (под рисунком поцентру). На
все рисунки должны быть указания в тексте.
4.2.8. Каждая таблица должна иметь название, расположенное по центру, над
таблицей. Слова «Таблица №» следует помещать над названием таблицы справа.
4.2.9. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
4.2.10. Список литературы необходимо составлять по определенным правилам,
в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке по фамилии авторов,
наименование источника, место и год издания, наименование издательства,
количество страниц.
Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование
статьи, наименование журнала, номер и год выпуска, номер страниц, на которых
напечатана статья.
Пример оформления печатных изданий:
Бронникова С.И. Интуитивное питание. М: Дрофа, 2021. – 431 с.
Пример оформления электронных ресурсов:
Иванов А.Н. История и современное состояние исследований нарушений
пищевого
поведения.
[Электронный
ресурс]
Режим
доступа
URL:
https://psyjournals.ru/psyclin/2012/n1/49969_full.shtml (дата обращения 09.09.22).
4.2.11. Общим требованием ко всем работам является необходимость
соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В тексте
работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует
порядковому номеру источника в списке литературы).
4.2.12. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок
на источник проект к защите не допускается.
4.3. Результат проектной деятельности должен иметь практическую
направленность.
4.4. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из
5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова
следующих работ:
4.4.1. Письменная работа (аналитические материалы, исследовательская
работа, стендовый доклад и другие);
4.4.2. Художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства), представленная в виде прозаического или
стихотворного произведения, инсценировки, спектакля, художественной
декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной презентации
или анимации, выставки, фильма и других;
4.4.3. Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
4.4.4. Отчётные материалы по социальному проекту, в виде текста, статьи и
мультимедийного продукта.
4.5. Возможные типы работ и формы их представления:
Направление
Особенности / действия
проекта
обучающегося
Исследовательский Формулирование проблемы,
гипотезы. Сбор и анализ
информации, обобщение фактов.
Применение исследовательских
методов с целью доказательства,
корректировка или опровержения
гипотезы
Прикладной
Реализация проектной идеи на
практике, обоснование
практического применения
результатов проекта. Продукт
должен иметь реальное
конкретное применение
Информационный Использование разных методов
получения информации
(литература, библиотечные
фонды, СМИ, базы данных, методы
анкетирования и
интервьюирования), обработка
информации и анализ результатов
Оформление социально-значимой
Социальный
проблемы, проектирование и
представление способов ее
решения

Творческий

Возможные варианты
(продукты) проекта
Результаты исследования

Паблик в Интернете
Сайт, чат-бот
Учебное пособие
Разработка игры
Интерактивная презентация
Макет, модель, бизнес-план
Компьютерная программ
Буклет
Стенгазета
Презентация
Публикация в СМИ
Инструкция
Рекомендации
Программа действий
Справочный материал по
решению социальных,
природоохранных проблем или
иных социально-значимых
проблем
Проект решения социальнозначимой проблемы
Образовательное событие
Социальное мероприятие
(акция)
Отчет о реализации проекта
Оформление проблемы, на
Видеофильмы
которую направлен проект,
Акция
используя нестандартный подход к Спектакль
оформлению результатов работы
Выставка
Серия иллюстраций
Видеофильм
Костюм
Макет
6

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова
Компьютерная анимация
Дизайн-проект

Инженерный

Конструкторский

Инновационный

Цель – оптимизация уже
существующего изделия и/или
адаптация изделия к новым
условиям, а не создание
принципиально нового изделия
(продукта).
Разработка конструкторского
изделия или его макета с полным
описанием и научным
обоснованием, для чего его
изготовлять и применять
Цель - создание (разработка)
нового продукта.
Выбор объекта, разработка
технического задания, разработка
эскиза, создание рабочей схемы и
технологической карты, на основе
которых создается модель
Инновация / нововведение - это
внедрённое новшество,
обеспечивающее качественный
рост эффективности процессов или
продукции, востребованное
рынком, обеспечение экономии
затрат.
Цель - создание новых или
изменение существующих систем
(технологической,
информационной, социальной,
экономической, организационной)
и достижение в результате
снижения затрат ресурсов
(производственных, финансовых,
человеческих) коренного
улучшения качества продукции,
услуги и высокого коммерческого
эффекта

Действующая модель
оптимизированного изделия
Схемы конструирования
Комплект чертежей по
разработке

Модель
3Д модель
Опытный образец
Демонстрационный стенд

Бизнес-план

4.6. Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
–
естественно-научные исследования;
–
исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за
рамки школьной программы, например, в психологии, социологии);
–
экономические исследования;
–
социальные исследования;
–
научно-технические исследования.
4.7. Требования к исследовательским проектам: постановка задачи,
формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования,
проведение исследования и интерпретация полученных результатов.
4.8. Для исследований в естественно-научной, научно-технической,
социальной и экономической областях желательным является использование
элементов математического моделирования (с использованием компьютерных
7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова
программ в том числе).
5.
Защита проекта как формат оценки сформированности
метапредметных результатов и функциональной грамотности
5.1. Формы защиты проектов:
5.1.1. Индивидуальные и групповые проекты могут быть защищены в рамках
урочной деятельности, если их выполнение предусмотрено рабочей программой
соответствующего учебного предмета;
5.1.2. Индивидуальные и групповые проекты могут быть представлены к защите
в рамках проектных сессий, ученических и научно-практических конференций,
олимпиад и конкурсов, предполагающих публичную защиту проектных и
исследовательских работ учащихся перед экспертной комиссией.
5.2. Независимо от формата мероприятий, школьникам должна быть
обеспечена возможность:
представить результаты своей работы в форме письменных отчетных
материалов, готового проектного продукта, устного выступления и электронной
презентации;
публично обсудить результаты деятельности со школьниками, педагогами,
родителями, специалистами-экспертами, организациями-партнерами;
получить квалифицированную оценку результатов своей деятельности от
членов педагогического коллектива и независимого экспертного сообщества.
5.3. Публично должна быть представлена проектная работа - реализованный
проект.
5.4. На защите проекта обучающийся представляет свой проект по следующему
(примерному) плану:
5.4.1. Тема и краткое описание сути проекта. Сроки работы над проектом.
5.4.2. Актуальность и проблема проекта. Цель, задачи проекта, гипотеза (при
наличии).
5.4.3. Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам
автор, так и другие люди. Новизна подхода.
5.4.4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены
для реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
5.4.5. Ход реализации проекта.
5.4.6. Общие выводы или заключение, анализ степени достижения
поставленных ранее целей и задач. Рекомендации и перспективы. Значимость
полученных результатов.
5.4.7. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось
преодолеть в ходе его реализации. Задачи на будущее.
5.5. Проектная работа должна быть обеспечена кураторским сопровождением.
В функцию куратора, научного руководителя проекта входит: обсуждение с
обучающимся проектной идеи и помощь в подготовке к ее защите и реализации,
контроль соблюдения сроков работы над проектом, посредничество между
обучающимися и экспертной комиссией (при необходимости), другая помощь.
5.6. Регламент проведения защиты реализованного проекта, параметры и
критерии оценки проектной деятельности должны быть известны обучающимся
заранее.
6.

Требования к процедуре проведения защиты проекта
8

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова
6.1. Независимо от типа проекта его защита происходит публично: после
заслушивания доклада (не более 10 минут), ответы на вопросы по теме проекта 5
минут.
Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных
навыков обучающегося.
6.2. Место защиты проекта – МБОУ Гимназия № 2.
6.3.
Гимназия определяет график защиты проектов и состав экспертной
комиссии. График защиты и состав экспертов утверждается директором Гимназии.
6.4. Состав экспертной комиссии от 3 до 7 человек. В комиссии должны
присутствовать: представить администрации, руководитель курса «Индивидуальный
проект», научный руководитель проекта, педагоги по соответствующему направлению.
Состав комиссии должен подбираться с учётом предметных областей проектов. В
комиссии могут присутствовать: представитель муниципальных органов образования,
методических служб, представители Управляющего совета Гимназии, родительская
общественность, представители ВУЗов.
6.5. Экспертная комиссия оценивает проект в соответствии с критериями
(Приложение 1 к настоящему Положению).
6.6. Гимназия организует в дополнительные сроки защиту индивидуального
проекта для детей с ОВЗ, больных детей (дети, отсутствовавшие в основной срок
защиты).
6.7. Проект, получивший оценку «не зачёт», возвращается ученику на
доработку. Ученик дорабатывает индивидуальный проект,представляет к повторной
защите.
6.8. Ученику, выступившему с проектом (исследовательской работой)
успешно (1, 2, 3 место) на муниципальном, региональном, всероссийском или
международном уровне автоматически ставится высший бал и от защиты в Гимназии
он освобождается.
7.
Критерии оценки итогового индивидуального проекта
7.1. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности
делается на основе оценки всей совокупности основных элементовпроекта (процесса
подготовки (динамика изменений, внесенных в проект от момента замысла
(процедуры защиты проектной идеи) до воплощения; при этом должны учитываться
целесообразность, уместность, полнота этих изменений, соотнесенные с сохранением
исходного замысла проекта и реализации проекта, продукта и пояснительной записки,
отзыва, презентации) по каждому из критериев:
7.1.1. сформированность предметных знаний и способов действий: умение
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы
действий;
7.1.2. сформированность познавательных универсальных учебных действий:
способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее
решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или)
обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели,
прогноза, макета, объекта, творческого решения и других;
7.1.3. сформированность регулятивных универсальных учебных действий:
умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной
9

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова
деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения
целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
7.1 4. сформированность коммуникативных универсальных учебных действий:
умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты,
аргументированно ответить на вопросы.
7.1.5. сформированность личностных результатов: обоснование личностной
актуальности проекта, самостоятельность в процессе работы над проектом, уверенное
поведение в процессе защиты работы, умение осуществлять самооценку деятельности
и результата.
7.2. При оценивании результатов проектной деятельности основным
критерием учебного проекта является то, насколько практичен полученный результат,
то есть насколько эффективно этот результат (техническое устройство, программный
продукт, инженерная конструкция и другие) помогает решить заявленную проблему.
7.3. При оценке результатов учебно-исследовательской деятельности
учитывается то, насколько обучающимся в рамках проведения исследования удалось
продемонстрировать базовые проектные действия:
- понимание проблемы, связанных с нею цели и задач;
- умение определить оптимальный путь решения проблемы;
- умение планировать и работать по плану;
- умение реализовать проектный замысел и оформить его в виде реального
«продукта»;
- умение осуществлять самооценку деятельности и результата, взаимооценку
деятельности в группе.
7.4. В процессе публичной презентации результатов проекта оценивается:
- качество защиты проекта (четкость и ясность изложения задачи;
убедительность рассуждений; последовательность в аргументации; логичность и
оригинальность);
- качество наглядного представления проекта (использование рисунков, схем,
графиков, моделей и других средств наглядной презентации);
- качество письменного текста (соответствие плану, оформление работы,
грамотность изложения);
- уровень коммуникативных умений (умение отвечать на поставленные
вопросы, аргументировать и отстаивать собственную точку зрения, участвовать в
дискуссии).
7.5. Вывод об уровне сформированности навыков и компетентностей
проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных
элементов проекта (продукта, презентации).
7.6. В 9 классе баллы, полученные при защите индивидуального проекта,
переводятся в оценку согласно балльной шкале:
Количество баллов
менее 22 баллов
23 – 33 баллов
34 — 44 баллов

Уровень
Низкий (пороговый)
Средний (базовый)
Высокий (выше базового)

Отметка
«незачет»
«зачет»
«зачет»

7.7. В 10-11 классе баллы, полученные при защите индивидуального проекта,
переводятся в оценку согласно балльной шкале:
10

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова
Количество баллов
менее 22 баллов
23 - 30 баллов
29 - 36 баллов
37 - 44 баллов

Уровень
Низкий уровень (пороговый)
Средний уровень (базовый)
Повышенный уровень (выше базового)
Высокий уровень (выше базового)

Отметка
«2»
«3»
«4»
«5»

7.8. Отметка за выполнение индивидуального проекта выставляется в аттестат
о среднем общем образовании в раздел «Дополнительные сведения», там же
указывается название индивидуального проекта. (Пункты 7.2 - 7.4 в редакции приказа
от 13.04.2021 №103/п).
8. Контроль за выполнением проектов
8.1. В начале второй четверти руководители учебных проектов представляют
темы проектов (в рамках преподаваемого предмета или междисциплинарных). Темы
проектов утверждаются приказом директора.
8.2. За одним руководителем индивидуальных проектов не может быть
закреплено более пяти учащихся.
8.3. Ответственность за выполнение проектов возлагается на руководителей
проектов.
8.4. Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель
проекта, а также заместитель директора, курирующий данное направление.
8.5. Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный
руководитель и заместитель директора.
8.6. Итоги защиты проекта отражаются в приказе директора не позднее мая
текущего учебного года.

11

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова

Приложение 1 к Положению о проектной деятельности обучающихся
в соответствии с ФГОС

Паспорт проекта
Название проекта_____________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Руководитель проекта: ________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Автор проекта: _________________________________________, учащийся 10 ___ класса
Учебная дисциплина: _________________________________________________________
Тип проекта: ________________________________________________________________
Актуальность ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Проблема: ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Цель работы: ________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Задачи работы: ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Гипотеза (при наличии): _______________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Объект: _____________________________________________________________________
Предмет: ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Результат проекта (продукт): ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________

12

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова

Приложение 2 к Положению о проектной деятельности обучающихся
в соответствии с ФГОС

Экспертный лист оценки защиты паспорта индивидуального проекта
Фамилия, имя учащегося

КРИТЕРИИ
Шкала оценивания:
2 балла – критерий реализован полностью
1 балл – критерий реализован частично
0 баллов – критерий не реализован
1. Тема проекта:
- сформулирована лаконично;
- используемые понятия логически взаимосвязаны;
- отражает характерные черты проблемы;
- четко отражает суть работы, соответствует ее
содержанию;
- соответствует индивидуальной образовательной
траектории развития учащегося;
- сформулирована с учетом типа проекта.
2. Руководитель проекта определен
3. Учебная дисциплина, в рамках которой планируется
проектная деятельность, обозначена
4. Тип проекта определен верно, согласно ведущей
деятельности учащегося в работе и соотносится с
планируемым результатом проекта (продуктом)
5. Проблема проекта:
- сформулирована четко, в терминах определенной
науки.
6. Актуальность проекта:
- значимость данной проблемы на настоящее время для
общества, решение проблемы принесет реальную
пользу;
- значимость данной проблемы лично для учащегося.
7. Цель проекта:
- конкретна (полнота содержания);
- измерима (контролируемость достижения результата);
- достижима (реальность, соответствие возможностям);
- актуальна (побудительность);
- определена по времени (соответствие календарному
плану работы);
- сформулирована верно, согласно теме и типу проекта.
8. Задачи проекта:
- взаимосвязаны друг с другом;
- располагаются последовательно;
- соответствуют цели работы;
- количество задач оптимально для достижения
поставленной цели;
- формулировка задач конкретна, измерима, достижима.
9. Объект исследования определен верно и
соотносится с целью проекта
10. Предмет исследования определен верно и
соотносится с целью проекта

13

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова
11. Результат проекта (продукт) определен верно в
соответствии с типом проекта

Дата ________________
Член комиссии (подпись): ___________ / __________________________
Приложение 3 к Положению о проектной деятельности обучающихся
в соответствии с ФГОС

Экспертный лист оценки индивидуального проекта
Фамилия, имя учащегося

КРИТЕРИИ
Шкала оценивания:
2 балла – критерий реализован полностью
1 балл – критерий реализован частично
0 баллов – критерий не реализован

Показатели проявления компетентности при ОФОРМЛЕНИИ проекта
1. Соответствие стандартам оформления:
- наличие титульного листа, оглавления, введения, основной
части, заключения, списка литературы, нумерации страниц;
- продуманная система выделения.
2. Системность:
- единство, целостность, соподчинение отдельных частей
текста;
- взаимодополнение текста и видеоряда.
3. Аналитичность:
- логика и грамотность изложения материала;
- отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие
рассуждений и выводов.
4. Дизайн, наглядность:
- композиционная целостность текста;
- качество и эстетичность выполнения графиков, схем,
эскизов, рисунков, таблиц, моделей, макетов и других средств
наглядной презентации;
- видеоряд: четкость, доступность для восприятия с учетом
расстояния до зрителей.
Итого баллов за оформление проекта
(максимальное значение - 8 баллов):
Показатели проявления компетентности при ЗАЩИТЕ проекта
Предметные знания и способы действий
1. Знание и понимание. Сформированность предметных
знаний по теме проекта. Владение понятийным аппаратом по
теме проекта. Обоснование актуальности и проблемы,
практической значимости проекта
2. Применение. Использование теоретических знаний и
способов действий при решении практических задач: умение
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в
соответствии с рассматриваемой проблемой и темой.
3. Функциональность. Показатели качества продукта
проекта:
- соответствие продукта заявленному типу проекта;
- практичность представленного продукта: насколько
эффективно этот продукт (результаты исследования,
информационный продукт, техническое устройство,
программный продукт, инженерная конструкция и др.)
помогает решить заявленную проблему;

14

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова
- дизайн, качество выполнения, эстетичность и
оригинальность продукта
Предметные УУД итог:
Предметно-информационная составляющая, познавательные УУД
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и
решению проблем, осуществлению поиска и обработки
информации, критическому оцениванию и интерпретации
информации
2. Умение выделять проблему и выбирать адекватные способы
ее решения
3. Умение выдвигать гипотезу и подбирать методы научного
исследования
4. Умение формулировать выводы и (или) обоснование и
реализацию принятого решения, обоснование и создание
модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и др.,
выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы
и иллюстрировать примерами
Познавательные УУД итог:
Деятельностная составляющая, регулятивные УУД
1. Умение формулировать цель, задачи проекта
2. Умение соотнести полученный результат (конечный
продукт) с поставленной целью
3. Умение эффективно организовать индивидуальное
информационное и временное пространство
4. Адекватность реакций на критику, замечания, вопросы
Регулятивные УУД итог:
Коммуникативная составляющая, коммуникативные УУД
1. Качество доклада: системность, композиционная
целостность, чёткость и ясность формулировок
2. Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью,
удержание внимания аудитории
3. Ответы на вопросы:
- понимание сущности вопроса и адекватность ответов;
- полнота и содержательность при выражении собственной
позиции, ее обоснование;
- аргументированность, убедительность рассуждений; умение
участвовать в дискуссии
4. Умение представлять информацию в различных формах
(текст, график, таблица, диаграмма и т.п.)
Коммуникативные УУД итог:
Ценностная составляющая, личностные УУД
1. Обоснование личностной значимости проекта
2. Уверенность, владение собой
3. Умение осуществлять самооценку деятельности и
результата
Личностные УУД итог:
Итого баллов за защиту проекта
(максимальное значение - 36 баллов):
Общий итог
(максимальное значение - 44 балла):

Дата ________________
Член комиссии (подпись): ___________ / __________________________

15

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова

Приложение 4 к Положению о проектной деятельности обучающихся
в соответствии с ФГОС

Основные этапы календарного планирования работы над проектами
(для руководителя проекта)
№
1.

2.

3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.
15.

Содержание работ
Вводный этап.
Установочное занятие: цели, задачи проектных работ. Основной замысел,
примерная тематика и жанры проекта. Выдача письменных рекомендаций
будущим авторам (темы, требования, сроки, график консультацийи пр.)
Консультации по выбору тематики и видов учебных проектов.
Формулирование основных идей. Обсуждениеидей будущих проектов.
Составление индивидуальных планов работы над проектами.
Защита паспорта проекта. Утверждение тематики проектов и
индивидуальных планов работы надпроектами.
Поисковый этап. Сбор и систематизация материалов всоответствии с
идеей и жанром работы, подбор иллюстраций.
Организационно - консультативное занятие: промежуточные отчёты
учащихся (презентация идей будущих проектов и сообщение о ходе
работ).
Индивидуальные и групповые консультации по правилами оформлению
проектных работ.
Помощь учащимся в подборе индивидуального стиляпроекта.
Регулярные консультации по содержанию проектов,
помощь в систематизации и обобщении материала.
Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельности.
Репетиционно - консультативное занятие: «предзащита»
Доработка проектов с учётом замечаний и предложений.
Формирование групп оппонентов, рецензентов и «внешних» экспертов.
Подготовка к публичной защите проектов.
Определение программы публичной защиты,
распределение заданий временным творческим группам (медиаподдержка,
подготовка аудитории, фото-, видеосъёмка и пр.).
Определение списка гостей, приглашаемых на защиту (родители,
консультанты и пр.).
Составление аннотаций на проекты и выпуск программы их публичной
защиты.
Подготовка аудитории.
Стендовая информация о мероприятии.
Подготовка раздаточных материалов бланков. Оценка проектных работ
Генеральная репетиция публичной защиты проектов.
Заключительный этап. Публичная защита проектов.Подведение итогов,
конструктивный анализ выполненной работы.
Итоговый этап. Обобщение материала. Оформление отчетов о выполненной
работе.

16

Сроки

Комментарии
руководителя

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 2» города Сарова

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».