Информатика_5-6

Приложение № 2 к Основной
общеобразовательной программе
основного общего образования утв.
приказом МБОУ Гимназии № 2 от
29.08.2025 № / 259 п

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика» для обучающихся 5-6 классов

Саров
2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» в 5–6 классах; устанавливает обязательное
предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса, определяет
распределение его по классам (годам изучения); даёт распределение учебных часов по тематическим
разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного материала
для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля
(промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой
аттестации).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей
основного общего образования, обеспечивая:

формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий «объект», «система»,
«модель», «алгоритм» и др., как необходимого условия для успешного продолжения учебнопознавательной деятельности и основы научного мировоззрения;

формирование алгоритмического стиля мышления как необходимого
профессиональной деятельности в современном высокотехнологичном обществе;

условия


формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных
учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и
информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации,
самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность,
представлять и оценивать её результаты;


формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики,
таких, как базовое программирование, основы работы с данными, коммуникация в современных
цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного
отношения к информации.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:

сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и
возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;

основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии,
управление и социальную сферу;

междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование
мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов
функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента
практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических

достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные
обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса
при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми
для формирования качеств личности, т.е. ориентированы на формирование метапредметных и
личностных результатов обучения.
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании интегрирует в себе:

цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как в рамках
отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении всех без исключения
учебных предметов;

теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической информатики и
практического программирования, изложение которых осуществляется в соответствии с принципом
дидактической спирали: вначале (в младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с
предметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее развитие и
обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;

информационные технологии как необходимый инструмент практически любой
деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют
структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов:
1. цифровая грамотность;
2. теоретические основы информатики;
3. алгоритмы и программирование;
4. информационные технологии.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Обязательная часть учебного плана основной образовательной программы основного общего
образования не предусматривает обязательное изучение курса информатики в 5–6 классах. Время на
данный курс образовательная организация выделяет за счёт части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений.
Программа по информатике для 5–6 классов составлена из расчёта общей учебной нагрузки 68 часов
за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе.
Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики происходит на
уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической линии курса математики; в
результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования
начинается формирование компетентности учащихся в сфере информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего обучения. Курс информатики основной школы
опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое
осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение информатики в 5–6 классах
поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и обеспечивает необходимую
теоретическую и практическую базу для изучения курса информатики основной школы в 7–9 классах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Цифровая грамотность
Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими
элементами цифрового окружения.
Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные
устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор.
Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода.
Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы (приложения),
системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение работы программы
(приложения). Имя файла (папки,каталога).
Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на веб-странице. Поисковые
системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации,
полученной из Интернета.
Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации
(аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация,
аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для
аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг.
Теоретические основы информатики
Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в
получении человеком информации. Компьютерное зрение.
Действия с информацией. Кодирование информации.
Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана
автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его роль в жизни человека.
Алгоритмизация и основы программирования
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы.
Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового
программирования.
Информационные технологии
Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов.
Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение.
Текстовый редактор. Правила набора текста.
Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов.
Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и
курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка
изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Компьютерные презентации.
Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.
6 класс
Цифровая грамотность
Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры.
Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу).
Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы:
создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск
файлов

средствами операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов.
Встроенные антивирусные средства операционных систем.
Теоретические основы информатики
Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных).
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество
всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование
любого алфавита к двоичному.
Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества информации — двоичный
разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов раз- личных типов (страница
текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм).
Алгоритмизация и основы программирования
Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем
Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные.
Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур).
Процедуры с параметрами.
Информационные технологии
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора
или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы.
Текстовый процессор. Структурирование информации с по- мощью списков. Нумерованные,
маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы.
Создание компьютерных презентаций Интерактивные элементы Гиперссылки.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение информатики в 5–6 классах направлено на достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации обучающихся средствами предмета
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию;
понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; заинтересованность в
научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе
в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения
в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных
задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой
учебной деятельности; стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных
технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к
обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию;
овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия;
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности, связанных
с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанных на достижениях
науки информатики и научно технического прогресса.
Экологическое воспитание:
наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том
числе с учётом

возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни
в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают
овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными,
регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания
и критерии для
классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения
(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях
и контекстах
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;
оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные и коммуникативные действия Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
выбирать формат
выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории
и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты
с
использованием
иллюстративных материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче,
формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов,
разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с
учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения
задачи;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте
Самоконтроль (рефлексия):
Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; вносить коррективы в деятельность на основе
новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым
объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5

класс


соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими
элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете;

называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств,
объяснять их назначение;

понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система»,
«файл»;
 искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым словам, по изображению); критически
относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения
вредоносной информации;
 запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу;

 пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа управления
исполнителем», «искусственный интеллект»;

 составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового
программирования с использованием последовательного выполнения операций и циклов;
 создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать правила набора
текстов; использовать автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства отдельных
символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений;
 создавать и редактировать растровые изображения;
 использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с фрагментами
изображения;
 создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую информацию.
класс
 ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное имя файла или
папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу);
 работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического
интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги),
выполнять поиск файлов;
 защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного программного
обеспечения с использованием встроенных в операционную систему или распространяемых отдельно
средств защиты;
 пояснять
на
примерах
смысл
понятий
«информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»;
 иметь представление об основных единицах измерения информационного объёма данных;
 сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов;
 разбивать задачи на подзадачи;
 составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования, в
том числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами;
 объяснять различие между растровой и векторной графикой;
 создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации создаваемых
документов;

создавать
и
редактировать
текстовые документы, содержащие списки,
таблицы;

создавать
интерактивные
компьютерные презентации, в том числе с элементами
анимации.
6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
1 час в неделю, всего - 34 часа, практических работ - 19, контрольных - 4, 2 часа - резервное время.
Наименование разделов и
тем программы

Учебное содержание

РАЗДЕЛ 1. Цифровая грамотность (7 часов)
Тема 1.
Правила гигиены и безопасности
Компьютер – универсальное при работе с компьютерами,
вычислительное устройство, мобильными устройствами
и другими элементами цифрового
работающее по программе.
окружения.
Компьютер
—
(2 часа)
универсальное вычислительное
устройство,
работающее
по
программе.
Мобильные
устройства.
Основные
компоненты
персональных
компьютеров
и
мобильных
устройств.
Процессор.
Оперативная и долговременная
память.
Устройства ввода и вывода.

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы

Приводить примеры ситуаций
правильного и неправильного
поведения
в
компьютерном
классе,
соблюдения
и
несоблюдения
гигиенических
требований
при
работе
с
компьютерами, знать названия
основных
компонентов
персональных компьютеров и
мобильных устройств, объяснять
их назначение, объяснять работу
устройств компьютера с точки
зрения организации процедур
ввода и вывода информации.

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательны
е ресурсы

Индивидуальные
карточки
с
вопросами;
Фронтальный
опрос;
Экспресс
тест;
Самооценка
с
использованием
«Оценочного
листа»;
Интерактивный
тест.

https://bosova.ru/m
etodist/authors/info
rmatika/3/files/eor
5/presentations/51-3-tehnikabezopasnosti-iorganizacijarabochegomesta.ppt
https://bosova.ru/m
etodist/authors/info
rmatika/3/files/eor
5/presentations/52-1-kompjuteruniversalnajamashina-dljaraboty-sinformaciej.ppt
https://bosova.ru/m
etodist/authors/info
rmatika/3/files/eor
5/presentations/52-2-kompjuter-nasluzhbe-ucheloveka.ppt
1
https://bosova.ru/m

etodist/authors/info
rmatika/3/files/eor
5/presentations/53-1-vvodinformacii-vpamjatkompjutera.ppt
https://bosova.ru/m
etodist/authors/info
rmatika/3/files/eor
5/posters/5-3-1znakomstvo-sklaviaturoj.jpg
https://bosova.ru/m
etodist/authors/info
rmatika/3/files/eor
5/posters/5-3-2pravila-raboty-naklaviature.jpg
https://bosova.ru/m
etodist/authors/info
rmatika/3/files/vW
indows5.zip

Тема 2.
Программы
компьютеров.
папки.
(3 часа)

для
Файлы
и

Программы для компьютеров. Объяснять содержание понятий
Пользователи и программисты. «программное обеспечение»,
Прикладные
программы «операционная система», «файл»
программные
(приложения),
системное Определять
необходимые
для
программное
обеспечение средства,
(операционные системы). Запуск осуществления информационных
и
завершение
работы процессов при решении задач.
программы (приложения). Имя
файла (папки, каталога).

Тестирование;
Практическая
работа;
Самооценка по
«Оценочному
листу».

https://bosova.ru/
metodist/authors/in
formatika/3/files/e
or5/presentations/5
-4-1-upravleniekompjuterom.ppt
https://bosova.ru/
metodist/authors/in
formatika/3/files/e
or6/presentations/6
-2-1kompjuternyeobjekty.ppt
http://schoolcollection.edu.ru/c
atalog/res/1780aaa
6-0bd1-465b-a2e4dda69e458780/?

Тема 3.
Сеть Интернет.
Правила безопасного
поведения в
Интернете.
(2 часа)

Сеть Интернет Веб-страница,
вебсайт.
Браузер.
Поиск
информации на веб-странице.
Поисковые
системы.
Поиск
информации
в
Интернет,
используя ключевые слова, и по
изображению.
Достоверность
информации,
полученной из
Интернета. Правила безопасного
поведения в Интернете. Процесс
аутентификации.
Виды
аутентификации
(аутентификация по паролям,
аутентификация с помощью SMS,
биометрическая аутентификация,
аутентификация
через
географическое местоположение,
многофакторная
аутентификация). Пароли для
аккаунтов в социальных сетях.
Кибербуллинг.
Обобщение и систематизация
знаний по темам: «Компьютер –
универсальное вычислительное
устройство, работающее по
программе», «Программы для
компьютеров. Файлы и папки»,
«Сеть
Интернет.
Правила
безопасного
поведения
в
Интернете.».

Раздел 2. Теоретические основы информатики (3 часа)

Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Осуществлять поиск
информации по выбранным
ключевым
словам
и
по
изображению.
Обсуждать
способы
проверки
достоверности
информации,
полученной из Интернета.
Обсуждать ситуации, связанные с
безопасным
поведением
в
Интернете
различать
виды
аутентификации.
Различать
«слабые»
и
«сильные»
пароли.
Анализировать
возможные
причины кибербуллинга,
и
предлагать способы, как его
избежать.

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»
Индивидуальные
карточки.

https://digitallikbez.datalesson.r
u/
https://digitallikbez.datalesson.r
u/
»https://bosova.ru/
metodist/authors/in
formatika/3/files/e
or5/presentations/5
-6-1-peredachainformacii.ppt
https://digitallikbez.datalesson.r
u/
https://digitallikbez.datalesson.r
u/

Тема 4.
Информация
человека.
(3 часа)

в

жизни

Информация в жизни человека.
Способы
восприятия
информации человеком. Роль
зрения в получении человеком
информации.
Компьютерное зрение. Действия
с информацией. Кодирование
информации.
Данные
—
записанная (зафиксированная)
информация, которая может быть
обработана
автоматизированной системой.
Искусственный интеллект и его
роль в жизни человека.
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Информация в
жизни человека» (резервное
время).

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Различать
виды
информации по способам её
восприятия
человеком.
Осуществлять кодирование и
декодирование
информации
предложенным способом.
Приводить примеры применения
искусственного
интеллекта
(робототехника,
беспилотные
автомобили, интеллектуальные
игры, голосовые помощники
и т.п.)

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»

https://bosova.ru/
metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor5/presentations
/5-1-1informacijavokrug-nas.ppt
https://bosova.ru/
metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor5/posters/5-11-kak-myvosprinimaeminformaciju.jpg
https://bosova.ru/
metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor5/presentations
/5-7-1kodirovanieinformacii.ppt
https://bosova.ru/
metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor5/games/morsk
oj-boj.zip
http://txt.ensayoes
.com/docs/index4128.html
http://schoolcollection.edu.ru/c
atalog/res/bd52dc
17-c9f6-4948- 2
8a59-

dfa9ab96dee1/?int
erface=catalog
https://youtu.be/_
mIiglRBD38
https://youtu.be/v
ARPxe77gd0
Раздел 3. Алгоритмы и программирование (10 часов)
Тема 5.
Понятие
алгоритма.
Алгоритмы и исполнители.
Исполнители
алгоритмов.
(2 часа)
Линейные
алгоритмы.
Циклические алгоритмы.

Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Приводить примеры
неформальных и формальных
исполнителей в окружающем
мире.
Приводить примеры циклических
действий в окружающем мире.

Тестирование;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

https://bosova.ru/
metodist/authors/in
formatika/3/files/e
or6/presentations/6
-14-1-chto-takoealgoritm.ppt
https://bosova.ru/
metodist/authors/in
formatika/3/files/e
or6/presentations/6
-15-1-ispolnitelivokrug-nas.ppt

Тема 6.
Работа
в
программирования.
(8 часов)

среде

Составление
программ
для
управления исполнителем в
среде блочного или текстового
программирования

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Анализировать
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного
средства.
Определять
условия
и
возможности
применения
программного средства для
решения типовых задач.

Тестирование;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

https://bosova.ru/
metodist/authors/in
formatika/3/files/e
or6/presentations/6
-17-1-tipyalgoritmov.ppt
https://www.youtu
be.com/watch?v=t
Y6q_Xy_Gvk
https://bosova.ru/
metodist/authors/in
formatika/3/files/m
1t2.pdf
2

https://www.youtu
be.com/watch?v=
R35yJLvSJDA

Обобщение и систематизация
знаний по темам: «Алгоритмы
и исполнители», «Работа в среде
программирования».

https://www.youtu
be.com/watch?v=
OFEsY0PhaxE
https://www.youtu
be.com/watch?v=
ObYG_o-HQGM
https://bosova.ru/
metodist/authors/in
formatika/3/files/m
2t2.pdf

Раздел 4. Информационные технологии (12 часов)
Тема 7.
Графический редактор.
(3 часа)

Графический
редактор.
Растровые рисунки. Пиксель.
Использование
графических
примитивов.
Операции
с
фрагментами
изображения:
выделение,
копирование,
поворот, отражение.

Раскрыть
смысл
изучаемых
понятий.
Анализировать
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного
средства.
Определять
условия
и
возможности
применения
программного
средства
для
решения типовых задач.
Планировать последовательность
действий при создании и
редактировании
растрового
изображения.

Практическая
работа;
Самооценка
с
использованием
«Оценочного
листа»

https://bosova.ru/
metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor5/presentations/
5-11-1kompjuternajagrafika.ppt
https://bosova.ru/
metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor5/presentations/
5-11-2-planiruemrabotu-vgraficheskomredaktore.ppt

2

Тема 8.
Текстовый редактор.
(6 часов)

Тема 9.
Компьютерная презентация.
(3 часа)

Резерв – 2 часа

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Анализировать
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного
средства.
Определять
условия
и
возможности
применения
программного
средства
для
решения типовых задач.
Анализировать
преимущества
создания текстовых документов
на компьютере по сравнению с
рукописным способом.

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

Раскрывать смысл изучаемых
понятий,
анализировать
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного
средства.
Определять
Обобщение и систематизация
условия
и
знаний по темам: «Графический возможности
редактор», «Текстовый редактор», применения
программного
«Компьютерная презентация».
средства для
решения
типовых задач.

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»

Текстовый редактор. Правила
набора текста.
Текстовый
процессор.
Редактирование
текста.
Проверка
правописания.
Расстановка
переносов.
Свойства символов.
Шрифт.
Типы
шрифтов
(рубленые,
с
засечками,
моноширинные). Полужирное и
курсивное начертание. Свойства
абзацев: границы, абзацный
отступ, интервал, выравнивание.
Вставка
изображений
в
текстовые
документы.
Обтекание
изображений
текстом.
Компьютерные
презентации.
Слайд. Добавление на слайд
текста и изображений. Работа с
несколькими слайдами.

https://bosova.ru/
metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor5/presentations/
5-8-1-tekstistorija-isovremennost.ppt
https://bosova.ru/
metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor5/presentations/
5-8-2-tekstovajainformacija.ppt

https://bosova.ru/
metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor7/presentations/
7-5-2.ppt

6 КЛАСС
1 час в неделю, всего - 34 часа, практических работ - 16, контрольных - 4, 2 часа - резервное время.
Наименование разделов
Основные виды деятельности
Учебное содержание
и тем программы
учащихся при изучении темы
(на основе учебных действий)

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Тестирование;
Индивидуальные
задания;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»

https://bosova.ru/m
et
odist/authors/infor
matika/3/eor6.php

Раздел 1. Цифровая грамотность (4 часа)
Тема 1. Компьютер.
(1 час)

Типы
компьютеров:
персональные
компьютеры,
встроенные
компьютеры,
суперкомпьютеры.
Входной контроль знаний за
курс информатики 5 класса.

Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Характеризовать типы
персональных компьютеров.

Тема 2.
Файловая система.
(2 часа)

Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Выполнять основные
операции с файлами и папками.
Находить папку с нужным
файлом по заданному пути.

Письменный опрос;
Самооценка
с
использованием
«Оценочного листа»

https://bosova.ru/m
et
odist/authors/infor
matika/3/eor6.php

Компьютерные вирусы и другие
вредоносные программы.
Программы для защиты от
вирусов.
Встроенные
антивирусные
средства
операционных систем.

Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Осуществлять защиту
информации от компьютерных
вирусов
с
помощью
антивирусных программ.

Устный опрос;
Самооценка
с
использованием
«Оценочного листа»

https://bosova.ru/m
et
odist/authors/infor
matika/3/eor6.php

Тема 4.
Информационные
процессы.
Информация
и Получение, хранение, обработка и
информационные процессы. передача информации (данных).
(2 часа)

Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Приводить примеры
информационных процессов в
окружающем мире. Выбирать
форму
представления
информации в зависимости от
поставленной
задачи.
Осуществлять
обработку
информации
по
заданному
алгоритму.
Разрабатывать
алгоритм преобразования
информации.

Практическая
работа;
Индивидуальные
задания.
Самооценка
с
использованием
«Оценочного листа»

https://bosova.ru/m
et
odist/authors/infor
matika/3/eor6.php

Иерархическая
файловая
система.
Файлы
и
папки
(каталоги). Путь к файлу (папке,
каталогу). Полное имя файла
(папки, каталога). Работа с
файлами
и
каталогами
средствами
операционной
системы: создание, копирование,
перемещение, переименование и
удаление файлов и папок
(каталогов).
Поиск
файлов
средствами
операционной
системы.
Обобщение и систематизация
знаний по темам: «Компьютер»,
«Файловая
система».
Проверочная работа.

Раздел 2. Теоретические основы информатики (6 часов)
Тема 3.
Защита от вредоносных
программ.
(1 час)

Тема 5.
Двоичный код.
(2 часа)

Тема 6.
Единицы
информации.
(2 часа)

измерения

Двоичный код. Представление
данных в компьютере как
текстов в двоичном алфавите.
Количество всевозможных слов
(кодовых
комбинаций)
фиксированной
длины
в
двоичном алфавите.
Преобразование
любого
алфавита к двоичному.

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Подсчитывать
количество всевозможных слов
(кодовых
комбинаций)
фиксированной
длины
в
двоичном алфавите.

Информационный объём данных.
Бит – минимальная единица
количества
информации
–
двоичный разряд. Байт, килобайт,
мегабайт, гигабайт. Характерные
размеры файлов различных типов
(страница текста, электронная
книга, фотография, запись песни,
видеоклип,
полнометражный
фильм).

Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Применять в учебных и
практических
задачах
соотношения между единицами
измерения информации.
Сравнивать размеры текстовых,
графических, звуковых файлов и
видеофайлов.

Обобщение и систематизация
знаний по темам: «Защита от
вредоносных
программ»,
«Информация
и
информационные
процессы»,
«Двоичный
код»,
«Единицы
измерения информации».
Проверочная работа.
Раздел 3. Алгоритмы и программирование (12 часов)

Письменный
опрос;
Индивидуальные
задания;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»
Устный опрос;
Индивидуальные
задания;
Самооценка
с
использованием
«Оценочного листа»

https://bosova.ru/
metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor7/presentations/
7-1-5.ppt
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/731
9/start/250680/
https://bosova.ru/
metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor7/presentations/
7-1-6.ppt
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/731
8/conspect/250749
/

27

Тема 7.
Основные алгоритмические
конструкции.
(8 часов)

Среда
текстового
программирования.
Управление
исполнителем.
Циклические алгоритмы.
Переменные.

Раскрывать смысл изучаемых
понятий. Выявлять общие черты
и различия в средах блочного и
текстового программирования.
Анализировать
готовые
алгоритмы
управления
исполнителем, исправлять в них
ошибки.
Применять
алгоритмические
конструкции «следование» и
«цикл».

Устный опрос;
Практическая
работа;
Тестирование;
Индивидуальные
задания.

https://bosova.ru/
metodist/authors/in
formatika/3/files/e
or6/presentations/6
-17-1-tipyalgoritmov.ppt
https://www.youtu
be.com/watch?v=
Y1DB35A7bK8
https://bosova.ru/
metodist/authors/in
formatika/3/files/e
or6/presentations/6
-18-1-upravlenieispolnitelemchertjozhnik.ppt

Тема 8.
Разбиение задачи на подзадачи,
Вспомогательные алгоритмы. использование вспомогательных
(4 часа)
алгоритмов
(процедур).
Процедурыс параметрами.
Обобщение и систематизация
знаний по темам: «Основные
алгоритмические конструкции».
«Вспомогательные алгоритмы».
Проверочная работа.
Раздел 4. Информационные технологии (10 часов)
Тема 9.
Векторная графика. Создание
Векторная графика.
векторных
рисунков
(3 часа)
встроенными
средствами
текстового
процессора
или
других программ (приложений).
Добавление векторных рисунков
в документы.

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Осуществлять
разбиение задачи на подзадачи.
Анализировать работу готовых
вспомогательных
алгоритмов
(процедур).
Самостоятельно
создавать
вспомогательные
алгоритмы (процедуры)
для
решения поставленных задач.

Тестирование;
Практическая
работа;
Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;

https://bosova.ru/
metodist/authors/in
formatika/3/files/e
or6/presentations/6
-18-1-upravlenieispolnitelemchertjozhnik.ppt

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Анализировать
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного
средства. Определять условия и
возможности
применения
программного
средства
для
решения типовых задач.
Планировать
последовательность
действий
при
создании
векторного
изображения.
Сравнивать
растровые
и
векторные
изображения
(цветопередача,
возможности масштабирования,
размер
файлов,
сфера
применения).

Практическая работа;
Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;

https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
7329/start/25110
0/

Тема 10.
Текстовый редактор.
(4 часа)

Тема 11.
Создание
интерактивных
компьютерных презентаций.
(3 часа)

Текстовый
процессор.
Структурирование информации с
помощью
списков.
Нумерованные, маркированные и
многоуровневые
списки.
Добавление таблиц в текстовые
документы.

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Анализировать
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного
средства.
Определять
условия
и
возможности применения
программного
средства
для
решения типовых задач.

Практическая работа;
Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного листа»;

Создание
компьютерных
презентаций.
Интерактивные элементы.
Гиперссылки.

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Анализировать
пользовательский
интерфейс
применяемого
программного
средства. Определять условия и
возможности
применения
программного средства для
решения типовых задач.
Планировать
структуру
презентации с гиперссылками.
Планировать
структуру
презентации с интерактивными
элементами.

Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Тестирование.

https://bosova.ru/
metodist/authors/
informatika/3/fil
es/eor7/presentat
ions/7-4-2.ppt
https://resh.edu.r
u/subject/lesson/
7331/start/25057
5/
https://bosova.ru/
metodist/authors/i
nformatika/3/files/
eor7/presentations/
7-5-2.ppt
https://resh.edu.ru/
subject/lesson/732
1/start/250890/

Резерв – 2 часа

1

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».