Положение о портфолио обучающегося МБОУ Гимназии № 2

ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол от 28.08.2025
№1

СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
Гимназии
Протокол от 28.08.2025 № 1

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБОУ Гимназии № 2
от 29.08.2025 № 261/п

Положение о портфолио обучающегося МБОУ Гимназии № 2
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о портфолио обучающихся Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2» города Сарова» (далее – Положение)
разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями от 23 июля 2025 года (№253-ФЗ),
ФГОС начального и основного общего образования, утвержденными Приказами
Минпросвещения России № 286 и № 287 от 31 мая 2021 года с изменениями от 22 января 2024
год (Приказ Минпросвещения РФ № 31), ФГОС среднего общего образования, утвержденного
Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413 с изменениями от 27 декабря 2023
года (Приказ Минобрнауки РФ №1028), постановлением Правительства Российской
Федерации от 16 ноября 2020 года № 1836 «О государственной информационной системе
«Современная цифровая образовательная среда», а также Уставом гимназии и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность
организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок формирования, структуру и
содержание портфолио индивидуальных достижений обучающегося гимназии, определяет
участников его формирования и их обязанности, критерии оценивания портфолио.
1.3. Положение определяет структуру, порядок формирования и использования
портфолио обучающегося в МБОУ Гимназии № 2 (далее – Гимназия) и устанавливает статус
портфолио обучающегося как открытого документа, предназначенного для публичной
демонстрации в условиях итоговой (по окончании ступени) и промежуточной (четверть, год)
аттестации обучающегося, а также в других предусмотренных законодательством случаях,
требующих демонстрации успешности обучающихся.
1.4. Портфолио — это комплекс документов, представляющих совокупность
сертифицированных или несертифицированных индивидуальных учебных и внеучебных
достижений обучающегося, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки,
которая является составляющей рейтинга обучающихся.
1.5. Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в
образовательной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего, основного общего и среднего
общего образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального,
основного и среднего общего образования, а также для представления личности обучающегося
при переходе на следующий уровень образования.
2. Цели, задачи и функции портфолио
1

2.1. Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты учебной,
творческой, социальной, коммуникативной деятельности обучающегося, проследить его
индивидуальный прогресс, достигнутый в процессе получения образования, оценить его
образовательные достижения и дополнить результаты традиционных контрольно-оценочных
средств качества образования.
2.2. Основные задачи портфолио:
– поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся;
– поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности
обучения и самообучения;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся;
–формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность;
– учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий
обучающегося по ступеням обучения;
– закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной
социализации и самоопределения;
– укреплять взаимодействие с семьей обучающегося, повышать заинтересованность
родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной
педагогической деятельности с Гимназией;
– активно вовлекать обучающихся и их родителей в оценочную деятельность на основе
проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
2.3. Функции портфолио:
– диагностическая: фиксирует изменения и рост показателей за определенный период
времени;
– целеполагания: поддерживает образовательные цели;
–мотивационная: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в
достижении положительных результатов;
– содержательная: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ;
–развивающая: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания
от класса к классу;
– рейтинговая: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
3. Правила работы с портфолио
3.1. Портфолио предназначено для накопления и оценки индивидуальных достижений
обучающихся.
3.2. Период составления и накопления портфолио – с 5 по 11 класс.
4. Порядок формирования портфолио
4.1. Портфолио оформляет обучающийся в соответствии со структурой, указанной в
Приложении 1 к настоящему Положению. При необходимости работа учащихся с портфолио
сопровождается с помощью взрослых: педагогов, родителей (законных представителей),
классных руководителей.
4.2. Комплектование портфолио осуществляется на бумажном носителе в папкенакопителе с прозрачными вкладышами. По желанию обучающийся может вести портфолио в
электронном виде в разделе «Портфолио» в электронном дневнике, в этом случае
обязательным условием является прикрепление подтверждающих достижение документов и
2

подтверждение учителем этих достижений.
4.3. Обучающийся имеет право включать в портфолио свои работы и отзывы на них.
Отбор работ и отзывов для портфолио ведется самим обучающимся. Включение каких-либо
материалов в портфолио без согласия обучающегося не допускается.
4.4. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
– систематичность и регулярность ведения портфолио;
– достоверность сведений, представленных в портфолио;
– аккуратность и эстетичность оформления;
– разборчивость при ведении записей;
– целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;
– наглядность.
4.5. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые
сведения фиксируются в портфолио в течение года.
4.6. В конце года обучающийся самостоятельно проводит анализ личных достижений в
различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.
5. Функциональные обязанности участников образовательного процесса
при ведении портфолио обучающегося
5.1. Обучающийся оформляет портфолио в соответствии с принятой в Гимназии
структурой. Все записи ведет аккуратно, самостоятельно и систематически.
5.2. Родители (законные представители) обучающегося помогают детям оформлять
портфолио и контролируют его пополнение.
5.3. Классный руководитель:
– несет ответственность за организацию формирования портфолио, систематическое
заполнение и знакомство родителей (законных представителей) и администрации Гимназии с
его содержанием;
– оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио;
– проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по
формированию портфолио с обучающимися и их родителями;
– осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями,
педагогами дополнительного образования и представителями социума в целях пополнения
портфолио;
– осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио;
– обеспечивает обучающихся и родителей необходимыми формами, бланками,
рекомендациями;
– оформляет итоговые документы, табель успеваемости.
5.4. Учителя-предметники и педагоги дополнительного образования:
– проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по
формированию портфолио;
– предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов
портфолио;
– организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или
образовательной области;
- подтверждают достижения в случае внесения их в электронный дневник (изменения
3

внесены приказом от 19.02.2021 г. № 47/п)
5.5. Руководитель методического объединения координирует деятельность педагогов
по данному направлению работы.
5.6. Заместитель директора, курирующий вопросы воспитания, информирует
педагогов о мероприятиях, проводимых в общеобразовательном учреждении, городе, регионе,
России, участие в которых гарантирует пополнение содержания портфолио обучающихся.
5.7. Заместители директора, курирующие учебную деятельность:
– организуют работу по реализации в практике работы Гимназии технологии портфолио
как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
– осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации
технологии портфолио в Гимназии.
5.8. Директор:
– разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение
портфолио;
– распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному
направлению деятельности;
– создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;
– осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по
реализации технологии портфолио в практике работы Гимназии.
6. Анализ и оценка материалов портфолио
6.1. Анализ портфолио и исчисление итоговой оценки производятся в соответствии с
критериями, указанными в Приложении 2 к настоящему Положению.
6.2. Оценка проводится один раз в полугодие, суммируется по каждому виду
деятельности и вносится для каждого обучающегося в сводную ведомость, составленную по
форме, указанной в Приложении 3 к настоящему Положению.
В конце учебного года классный руководитель вносит результаты оценки портфолио
обучающихся в сводную ведомость класса, составленную по форме, указанной в Приложении
4 к настоящему Положению.
6.3. Оценка как отдельных составляющих портфолио, так и всего в целом ведется на
критериальной основе с применением уровневого подхода к построению измерителей и
представлению результатов.
Критерии оценки отдельных составляющих портфолио могут полностью
соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы классным руководителем
применительно к особенностям образовательной программы и контингента обучающихся.
6.4. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов
портфолио, делаются выводы:
– о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов
действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения
обучения на следующей ступени образования;
– о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к
самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебнопрактических задач;
– об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационносмысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.
4

6.5. По результатам оценки портфолио может проводиться годовой образовательный
рейтинг для выявления обучающихся, набравших наибольшее количество баллов в Гимназии.
Условия и меры поощрения общешкольного рейтинга портфолио обучающихся указывает
директор в приказе.
7. Учет и использование портфолио
7.1. Результаты оценки портфолио учитываются:
– при зачислении обучающихся в группы с углубленным изучением отдельных
предметов;
– в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся;
– при проведении внутришкольного контроля;
– в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности Гимназии (аккредитация,
контроль качества образования).
7.2. Материалы портфолио используются для подготовки характеристики
образовательных достижений обучающегося по окончании основной ступени обучения или
при переводе в другое образовательное учреждение.
7.3. При осуществлении промежуточной и итоговой аттестации по отдельным предметам
материалы портфолио служат дополнительным основанием для определения отметки в
спорных случаях. Материалы портфолио могут служить основанием только для повышения
итоговой отметки; отсутствие в портфолио каких-либо материалов, подтверждающих
достижения обучающегося, не может служить основанием для понижения итоговой отметки.
7.4. Отметка четвертная, полугодовая по отдельному предмету может быть повышена на
один балл при наличии в портфолио обучающегося грамоты за призовое место в конкурсе
(олимпиаде, соревновании) по данному предмету регионального либо федерального уровня,
полученной в аттестационный период, по усмотрению учителя.
8. Заключительные положения
8.1.
Настоящее Положение является нормативным локальным актом организации,
осуществляющей образовательную деятельность, принимается на педагогическом совете,
согласовывается Управляющим советом Гимназии, Советом обучающихся и утверждаются
(вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации.
8.2.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством
Российской Федерации.
8.3.
Настоящее Положение принимается на неопределенный срок.
8.4.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Принят с учетом мнения Совета обучающихся
Протокол от 04.09.2025 № 1

5

6

Приложение 1
к Положению о портфолио обучающегося
Структура и содержание портфолио обучающегося
Портфолио обучающегося состоит из трех разделов: титульный лист, основные разделы
и приложения.
Наименование
Что должен содержать раздел
раздела
1. Титульный лист
Основная информация: Ф. И. О. обучающегося, наименование
Школы, класс, Ф. И. О. классного руководителя, контактная информация и
фото обучающегося, а по желанию родителей, период, за который
представлены документы и материалы.
2. Основная часть
Мой портрет
– Личные данные обучающегося;
– данные о семье, друзьях, увлечениях, интересах ребенка, занесенные им
в портфолио самостоятельно на добровольной основе;
– информация, помогающая обучающемуся проанализировать свой
характер,
способности,
узнать
способы
саморазвития,
самосовершенствования, самопознания: результаты анкет, тестов,
рекомендации по результатам анкетирования и тестирования;
– описание целей, поставленных обучающимся на определенный период,
анализ их достижений;
– результаты проведенной работы по профессиональному и личностному
самоопределению;
– другие сведения, раскрывающие способности обучающегося
Учебная
Сведения об итогах успеваемости, удачно написанных контрольных
деятельность
работах, результатах тестирования, графики скорости чтения
Дополнительное
Сведения о занятости в учреждениях дополнительного образования:
образование
название учреждения или организации, продолжительность занятий и их
результаты
Достижения:
Отражение результатов участия:
– в олимпиадах;
– в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах,
– спортивные;
как инетеллекто-коммуникационных, так и дистанционных, проектах
– творческие
различного уровня – школьных, муниципальных, областных, всероссийских
и др.;
– в мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями
дополнительного образования, культурно-образовательными фондами и
др.;
– в конкурсах и мероприятиях, организованных муниципальными и
региональными органами управления;
– в спортивных соревнованиях
Работы и
– Выборки детских работ по всем учебным предметам, отражающие
7

проекты

динамику формирования универсальных учебных действий и динамику
развития компетентностей обучающегося;
– исследовательские работы и рефераты (указываются изученные
материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т. п.);
– проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы;
возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или
электронном варианте);
– техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается
конкретная работа, дается ее краткое описание, фотографии);
– работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в
выставках)
Общешкольная
Формы творческой активности: участие в школьном театре, в
жизнь
торжественной линейке, оформлении стенгазет, оркестре, хоре (указывается
продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах)
Отзывы и
– Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы,
пожелания
материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения
универсальными учебными действиями, которые ведут учителяпредметники, классные руководители и другие непосредственные
участники образовательного процесса;
– характеристики отношения обучающегося к различным видам
деятельности, представленные учителями, родителями, педагогами
дополнительного образования, одноклассниками, представителями
общественности (тексты заключений, рецензии, отзывы, письма и пр.);
– анализ самим обучающимся своей деятельности.
3. Приложения
– Документы, подтверждающие участие обучающегося в предметных
олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, проектах;
– грамоты, похвальные листы за высокие учебные достижения;
– сертификаты, похвальные листы по результатам профессиональной
деятельности в рамках различных видов практики, участия в социальных
проектах;
– свидетельства о прохождении курсовой подготовки,
подтверждающие готовность обучающегося к реализации разнообразных
видов профессиональной деятельности;
– акты участия в организации общешкольного самоуправления,
культурно-досуговых мероприятий, проектов, факультативов;
-– грамоты, похвальные листы за участие в спортивных
соревнованиях, организацию подготовки и проведение спортивных
мероприятий на уровне Школы, города и т. п.
Портфолио может содержать документацию, самостоятельно
разработанную учащимся.

8

Приложение 2
к Положению о портфолио обучающегося

№

Критерии

Критерии оценки портфолио обучающихся
Показатели (оценка в баллах)

Итого

п/п
I. Внутренний контроль
1. Учебная деятельность

.1

1Средний балл по всем
учебным предметам

от 0 до
1,4
0

от 1,5до
2,4
0

от 2,5
до 3,4
3

от 3,5 до
4,4
10

от 4,5 до 5
20

Сумма баллов по показателю:

.1

.2

.3

2. Дополнительное образование
2
Занятия
в
1 балл (при наличии соответствующей справки
специализированных
или документа об окончании обучения)
образовательных
организациях
дополнительного
образования
2
Систематические
1 балл (при наличии соответствующей справки
занятия в кружках
или документа об окончании обучения)
творческих
мастерских, студиях,
на базе
общеобразовательной
организации
2
Прохождение
1 балл (при наличии соответствующей справки
сертифицированных
или документа об окончании обучения)
9

предметных курсов,
курсов
профориентационной
направленности
Сумма баллов по показателю:
2. Достижения в олимпиадах, конкурсах
2
Школа Город Регион Всероссийск.
.1

.2

.3

Участие в
предметных
олимпиадах,
интеллектуальных
конкурсах:
– победитель
–призер
–участник
2
Победитель
в
дистанционных
конкурсах: «Русский
медвежонок»,
«Кенгуру» и т. д.
2
Наличие
публикаций
в периодических
изданиях, за каждую
публикацию

Междунар
од.

4
2
1
1

6
4
2
2

8
6
3
3

10
8
4
4

15
10
5
5

1

2

3

4

5

Сумма баллов по показателю:
3. Спортивные достижения
Школа

.1

.1

3Наличие призовых
мест за участие в
спортивных
мероприятиях:
– победитель
– призер
– участник

Город

3
2
1

4
3
1

4. Творческие достижения
4
Наличие
авторских
творческих работ (или
фото с изображением
работ):
10

Регион

Всероссий
ск.

6
10
4
8
2
4
Сумма баллов по показателю:

.2

.1

.2

.3

– гуманитарная
– естественнонаучная
– техническая
Наличие
4
рецензий и
отзывов на работы, за
каждую рецензию

Высокий
уровень
5

2
3
4
Хороший
Средний
Низкий
уровень
уровень
уровень
4
3
2
Сумма баллов по показателю:

6. Участие в проектах и практиках
6
Участие
в
Школа
Город
Регион
мероприятиях
1
2
3
(конкурсы, акции, в
том числе
социальные,
праздники и т. д.), за
каждое мероприятие
6
Участие
в
2
социальных
практиках (языковая,
трудовая,
педагогическая и др.)
Наличие
6
1 балл за каждый представленный отзыв
положительного
отзыва с места
прохождения
практики
Сумма баллов по показателю:
7. Участие в общественной жизни школы
7
Участие
в работе
2

.1
1
Эстетичность
и
грамотность
оформления

II. Контроль оформления
Оформлено Незначительные
качественно
замечания

5

3–4

2
Полнота
представленных
материалов
3Регулярность
пополнения

Небрежность,
отсутствие
стараний
обучающегося
1–2

5

5

Сумма баллов по показателю:
11

№

Приложение 3
к Положению о портфолио обучающегося
Сводная итоговая ведомость
по результатам оценки портфолио обучающегося
_________________________, учащегося ____ класса
Кол-во баллов по
полугодиям
Итоговый
Показатели
балл
Первое
Второе
полугодие
полугодие
I. Внутренний контроль
12

1Учебная деятельность
3
2Дополнительное образование
1
3Достижения в олимпиадах, конкурсах
4
4Спортивные достижения
5
5Творческие достижения
1
6Проекты и практики
2
7Участие в общественной жизни
5
школы
II. Контроль оформления
1Эстетичность и грамотность
4
оформления
2Полнота представленных материалов
3
3Регулярность пополнения
5
ИТОГО:
33
Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий
официальных документов, представленных в портфолио обучающегося.
12.03.2018
Директор
Классный руководитель

______________
______________

__________________
_________________

Приложение 4
к Положению о портфолио обучающегося
Сводная итоговая ведомость
13

по результатам оценки портфолио обучающихся 7-го класса
за 2017/2018 учебный год
№ Ф. И. О
Количество баллов по критериям
обучающегося
Дополнительное
образование

Спортивные
достижения

Творческие достижения

Достиженияволимпиада
х и конкурсах

Проекты и практики

Участие в
общественной жизни
школы

Эстетичность и
грамотность
оформления портфолио

Полнота
представленных
материалов

Регулярность
пополнения

Борисов
1
А.Д.
Петрова
2
Г.В.
Сидоров
3
Н.З.
.

Учебная деятельность

п/п

Итого

3
5
4

1
5
2

4
2
4

5
4
5

1
1
3

2
3
1

5
4
3

4
5
4

3
2
1

5
4
3

33
35
30

Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов и копий
официальных документов, представленных в портфолио обучающихся.
05.05.2018
Директор

____________

______________

Классный руководитель

____________

______________

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».