Рабочая программа метапредметного курса Индивидуальный проект_10-11 классы_2024

Приложение № 2 к Основной
общеобразовательной программе
основного общего образования утв.
приказом МБОУ Гимназии № 2 от
31.08.2023 № 240/п

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
метапредметного курса «Индивидуальный проект»
Уровень образования - среднее общее образование
10 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Метапредметный курс «Индивидуальный проект» в целях обеспечения
требований федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования призван создать условия для индивидуальной проектной
деятельности, ориентированной на развитие комплекса метапредметных результатов
обучающихся, осваивающих среднее общее образование.
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) и является
обязательным для выбора изучения всеми обучающимися на уровне среднего общего
образования.
Программа учебного курса «Индивидуальный проект» для образовательных
организаций, реализующих программы среднего общего образования (далее –
Программа), разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми
документами:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (ФГОС СОО), утвержденный Приказом Минпросвещения от
12.08.2022 № 732.
Программа метапредметного (элективного) курса обеспечивает:
 удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
 общеобразовательную, общекультурную составляющие при получении среднего
общего образования;

 развитие
личности
обучающихся,
их
познавательных
интересов,
интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы, формирование профессионального
самоопределения обучающихся;
 развитие навыков самообразования и самопроектирования;
 углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного
знания или вида деятельности;
 совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной
деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
Программа конкретизирует содержание деятельности по сопровождению
индивидуального проекта обучающегося и дает примерное распределение учебных
часов по содержательным компонентам и модулям.
Программа гарантирует
обеспечение единства образовательного пространства за счет преемственности,
интеграции, предоставления равных возможностей и качества образования.
Содержание Программы строится с учетом условий образовательных
организаций, а также с учетом вовлечения обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидностью.
Основная цель изучения метапредметного курса «Индивидуальный проект»:
развитие проектной компетентности как механизма формирования функциональной
грамотности обучающихся, осваивающих основную образовательную программу
среднего общего образования.
Основные задачи:
1. Сформировать:
 способность к проблемно-ориентированному анализу неопределенной ситуации;
 способность к рефлексии внутренних и внешних причин, порождающих
неопределенность ситуации;
 способность к созданию моделей преобразуемой ситуации и готовность
использовать их в качестве инструментов ее преобразования.
2. Развить:
 способность к определению конкретных целей преобразования неопределенной
ситуации;
 способность к определению алгоритма конкретных шагов для достижения
поставленной цели;
 способность к рефлексии совершенной деятельности и выбору способа
предъявления достигнутых результатов социуму.
Содержание метапредметного курса «Индивидуальный проект» представлено
современной модульной системой обучения, которая создается для наиболее
благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания
обучения, приспособления к индивидуальным потребностям обучающихся и уровню
их базовой подготовки. Модули, включенные в данную программу, представляют

собой относительно самостоятельные единицы, которые можно реализовывать в
любом хронологическом порядке и адаптировать к любым условиям организации
учебного процесса. Программный материал отражает современные запросы общества
и государства к построению образовательного процесса: деятельностный характер
обучения, ориентир на метапредметные результаты, развитие функциональной
грамотности, в том числе и навыков владения ИКТ при освоении образовательных
программ.
Ценностные ориентиры Программы определяются направленностью на
национальный воспитательный идеал, востребованный современным российским
обществом и государством.
Программа предусматривает поэтапное сопровождение деятельности
обучающихся по реализации индивидуального проекта.
Программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» представлена
четырьмя модулями, освоение которых в полном объеме позволит сопроводить
подготовку и реализацию обучающимися, осваивающими ООП среднего общего
образования, индивидуального проекта, а также подготовить его к защите. Форма
защиты и процедура оценивания индивидуального проекта регламентируется
Положением о проектной деятельности обучающихся МБОУ Гимназии № 2 в
соответствии с ФГОС.
Принципы и особенности содержания курса:
 признание объективности существования индивидуальных целей учащегося в
образовательном процессе;
 индивидуализация и персонификация образовательного процесса;
 максимальное разнообразие представленных возможностей для развития
личности;
 непрерывность и преемственность образовательного процесса как
взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей
образования;
 «не навреди», психологический контакт с обучающимися и атмосферадоверия;
 взаимодополняемость психологической, педагогической, информационной,
тьюторской составляющих;
 свобода выбора учащимся предметных направлений;
 получение помощи, принцип наставничества.
На уровне среднего общего образования метапредметный курс «Индивидуальный
проект» является обязательным и представляет собой особую форму организации
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект), реализуется в
рамках Индивидуального учебного плана обучающихся.
Программа метапредметного курса «Индивидуальный проект» рассчитана на 34
часа на уровне среднего общего образования.

Курс входит в индивидуальный учебный план обучающихся среднего общего
образования и реализуется в 10 классе из расчета 1 час в неделю в течение учебного
года (34 часа).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Модуль 1. Методология проектной и исследовательской деятельности.
1.1. Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования.
Проект как вид учебно-познавательной и профессиональной деятельности. Типология
проектов. Исследовательский проект. Творческий проект. Игровой проект.
Информационный проект. Практический проект.
1.2. Учебный проект: требования к структуре и содержанию. Современный
проект учащегося – дидактическое средство активизации познавательной
деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных
личностных качеств. Структура и содержание учебного проекта. Выбор темы.
Определение целей и темы проекта.
1.3. Планирование учебного проекта. Анализ проблемы. Определение
источников информации. Определение способов сбора и анализа информации.
Постановка задач и выбор критериев оценки результатов и процесса. Определение
способа представления результата. Сбор и уточнение информации, обсуждение
альтернатив (мозговой штурм), выбор оптимального варианта, уточнение планов
деятельности. Основные инструменты: интервью, эксперименты, опросы, наблюдения.
1.4. Методологические атрибуты исследовательской деятельности. Построение
гипотезы исследования. Предмет и объект исследования. Проблема исследования.
Построение гипотезы. Цели и задачи исследования. Обобщение. Классификация.
Умозаключения и выводы.
1.5. Методы эмпирического и теоретического исследования. Методы
эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне
исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция,
моделирование); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного
к конкретному).
1.6. Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального
проекта (учебного исследования). Инициализация проекта, исследования.
Конструирование темы и проблемы проекта, исследования. Проектный замысел.
Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта (результатов
исследования). Презентация и защита замыслов проектов и исследовательских работ.
Структура проекта, исследовательской работы. Представление структуры
индивидуального проекта (учебного исследования).
Модуль 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской
деятельности.

2.1. Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация
информации. Информационная культура. Виды информационных источников.
Инструментарий работы с информацией – методы, приемы, технологии. Отбор и
систематизация информации. Информационные ресурсы на бумажных носителях.
Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста.
Понятия: конспект, тезисы,реферат, аннотация, рецензия. Технологии визуализации и
систематизации текстовой информации. Диаграммы и графики. Графы.
Сравнительные таблицы. Опорные конспекты. Технологии визуализации и
систематизации текстовой информации.
2.2 Информационные ресурсы на электронных носителях. Применение
информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Способы и
формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования.
Сетевые носители – источник информационных ресурсов. Работа в сети Интернет.
Сопровождение проекта (исследования) через работу с социальными сетями.
Дистанционная коммуникация в работе над проектом.
2.3. Требования к оформлению проектной и исследовательской работы.
Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и
иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и
систематизация материалов.
2.4. Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской)
работы обучающегося.
Модуль 3. Защита результатов проектной и исследовательской
деятельности.
3.1. Представление результатов учебного проекта. Анализ информации,
выполнение проекта, формулирование выводов. Подготовка возможных форм
представления результатов. Обоснование процесса проектирования. Объяснение
полученных результатов.
3.2. Представление результатов учебного исследования. Анализ информации,
выполнение учебного исследования, формулирование выводов. Подготовка
возможных форм представления результатов. Обоснование процессапроектирования.
Объяснение полученных результатов.
3.3. Оценка учебного проекта (учебного исследования). Карта самооценки
индивидуального проекта (учебного исследования). Анализ выполнения проекта,
достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижений
поставленной цели.
Модуль 4. Коммуникативные навыки.
4.1. Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог. Коммуникации.
Коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом. Формы и принципы
делового общения. Вербальное и невербальное общение.
4.2. Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор. Дискуссия.

Групповое общение как деловое взаимодействие. Ориентация на участников.
Ориентация на понимание. Правила ведения спора. Дискуссия: виды и технологии.
4.3. Практическое занятие. Дискуссия.
4.4. Практическое занятие. Дебаты.
4.5.Публичное выступление: от подготовки до реализации. Этапы подготовки
выступления. Привлечение внимания аудитории. Использование наглядных средств.
Анализ выступления.
4.6. Практическое занятие. Публичное выступление. Публичная защита
результатов проектной деятельности, исследований. Рефлексия проектной
деятельности, исследований.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО
КУРСА
При освоении метапредметного курса планируется достичь следующих
личностных результатов:
 личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
 действие смыслообразования (установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и
тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен
задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь
находить ответ на вопрос);
 действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания,
обеспечивающее собственный моральный выбор на основе социальных иличностных
ценностей.
Планируемые метапредметные результаты включают группу регулятивных,
познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
 планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
 прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения, еговременных
характеристик;
 контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
 коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ
действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального
продукта;
 оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще

подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные учебные действия:
 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
 поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
 знаково-символические действия: моделирование – преобразование объекта из
чувственной формы в пространственно-графическую или знаково- символическую
модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную
область;
 умение структурировать знания;
 умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной формах;
 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
 рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
 смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
 извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся
к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного,
публицистического и официально-делового стилей;
 понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –
определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
 постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
 разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решенияи его реализация;
 управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий
партнера;
 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
 владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Планируемые предметные результаты:
В результате обучения по программе метапредметного курса «Индивидуальный
проект» обучающийся научится:
–
формулировать цели и задачи проектной (исследовательской)деятельности;
– планировать работу по реализации проектной (исследовательской)
деятельности;
– реализовывать запланированные действия для достижения поставленныхцелей и
задач;
– оформлять информационные материалы на электронных и бумажных
носителях с целью презентации результатов работы над проектом;
– осуществлять рефлексию деятельности, соотнося ее с поставленнымицелью и
задачами, и конечным результатом;
– использовать технологию учебного проектирования для решения личныхцелей
и задач образования;
– навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта
(исследования);
– осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.
В процессе реализации метапредметного курса «Индивидуальный проект»
поставлены задачи формирования у обучающихся различных параметров
функциональной грамотности:
– Математической грамотности (МГ), как способности индивидуума
формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах.
– Читательской грамотности (ЧГ), как способности человека понимать и
использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.
– Естественнонаучной грамотности (ЕГ), как способности человека занимать
активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и
его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
– Информационной грамотности (ИГ), как способности человека находить,
отбирать, анализировать и применять необходимую информацию из различных
источников для решения поставленных задач в том числе и владение информационнокоммуникативными технологиями.
– Глобальных компетенций (ГК), как способности эффективно действовать
индивидуально или в группе в различных ситуациях. Они включают:
заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития,
управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
– Креативности (К), как умения человека использовать свое воображение для
выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с

которыми он не сталкивался раньше.
– Критического мышления (КМ), как умения всесторонне анализировать
информацию и делать обоснованные (в идеале — объективные) выводы, способности
ставить под сомнение любую информацию, в том числе собственные убеждения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНОГО КУРСА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
№

Кол-во
часов на
освоение
темы

1

1
теория

2

1
теория

3, 4

2
теория +
практика

5, 6

2
теория +
практика

7, 8

2
практика

Направления формирования
функциональной грамотности
МГ ЧГ
ЕГ
ГК/
ФГ
К+
ИГ+
КМ
ГК
Модуль 1. Методология проектной и исследовательской деятельности
1.1. Понятие «проект». Теоретические
Синквейн
●
●
●
основы учебного проектирования.
к слову ПРОЕКТ
Проект как вид учебно-познавательной
(мозговой
и профессиональной деятельности.
штурм)
Типология проектов.
1.2. Учебный проект: требования к
Квест
●
●
●
структуре и содержанию. Структура и
содержание учебного проекта. Выбор
темы. Определение целей и темы
проекта.
1.3. Планирование учебного проекта.
Воркшоп
●
●
●
●
●
Анализ проблемы. Определение
«Решение
источников информации. Определение
проблем»
способов сбора и анализа информации.
(акцент на
Постановка задач и выбор критериев
самостоятельное
оценки результатов и процесса.
обучение группы)
Тема занятия

1.4. Методологические атрибуты
исследовательской деятельности.
Построение гипотезы исследования.
Предмет и объект исследования.
Проблема исследования. Цели и задачи
исследования. Методы эмпирического
и теоретического исследования.
1.5. Практическое занятие по
проектированию структуры
индивидуального проекта (учебного
исследования). Инициализация

Форма
организации
деятельности
обучающихся

Тренинг

●

●

●

●

●

●

Деловая игра
«Кластерный
офис»
Защита паспорта

●

●

●

●

●

●

Характеристика
деятельности
обучающихся

Прорабатывают на
примерах этапы
исследования:
характеристика разных
типов проектов
Анализируют текст с
позиции исследования
или проектирования
предлагаемой темы
Прорабатывают на
примерах этапы
исследования:
постановка проблемы;
изучение теории; сбор,
анализ и обобщение
материала
Прорабатывают на
примерах этапы
исследования: изучение
теории; подбор методик
исследования;
формулировка выводов
Разрабатывают этапы
проектирования.
Разрабатывают и
публично защищают

9,
10

2
теория +
практика

11,
2
12 теория +
практика

13,

2

проекта, исследования.
ИП (УИ).
Конструирование темы и проблемы
проекта, исследования. Проектный
замысел.
Модуль 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности
2.1. Работа с информационными
Лекция.
●
●
●
●
источниками. Поиск и систематизация
информации.
Информационная
Решение
культура. Виды
информационных ситуационной
источников. Инструментарий работы с
задачи
информацией – методы, приемы, «Подготовка к
технологии. Отбор и систематизация
сдаче ЕГЭ»
информации. Информационные ресурсы
на бумажных носителях. Рассмотрение
текста с точки зрения его структуры.
Виды переработки чужого текста.
Понятия: конспект, тезисы, реферат,
аннотация, рецензия.
Технологии
визуализации
и
систематизации текстовой информации.
Сравнительные таблицы. Опорные
конспекты.
2.2. Информационные ресурсы на Интерактивная ●
●
●
●
электронных носителях. Применение
лекция.
информационных
технологий
в
исследовании, проектной деятельности.
Способы и формы представления
данных.
Компьютерная
обработка
данных
исследования.
Сетевые
носители – источник информационных
ресурсов.
Работа
в
сети
Интернет.
Сопровождение проекта (исследования)
через работу с социальными сетями.
Дистанционная коммуникация в работе
над проектом.
2.3. Требования к оформлению
Лекция.
●
●
●
●

паспорт проекта
(взаимооценивание)

Отбор и систематизация
информации,
определение структуры
бумажного текста.
Работают с текстом:
выделяютглавное и
второстепенное,
классифицируют
процессы и события;
сравнивают материал
по теме. Работа со
сравнительными
таблицами, опорными
конспектами.
Защита паспорта проекта.
Осваивают правила
безопаснойработы в
интернете. Ищут
информацию с помощью
браузера.

Одновременно все

14

теория +
практика

15,
3
16, практика
17
18,
2
19 теория +
практика
20,
2
21 теория +
практика

22,
2
23 теория +
практика

24

1
теория

25

1
практика

проектной и исследовательской работы.
Решение
Библиография, справочная литература,
ситуационной
каталоги. Оформление таблиц, рисунков
задачи
и иллюстрированных плакатов, ссылок,
«Оформление
сносок, списка литературы.
заданной единицы
информации
разными
способами
визуализации»
2.4. Практическое занятие. Оформление
Предзащита
●
●
●
●
●
проектной (исследовательской) работы
проектов по
обучающегося.
группам (1-4)
Модуль 3. Защита результатов проектной и исследовательской деятельности
3.1. Представление результатов
Тимбилдинг
●
●
●
●
●
учебного проекта. Анализ информации,
выполнение проекта, формулирование
выводов.
3.2. Представление результатов
Воркшоп
●
●
●
●
●
учебного исследования. Подготовка
«Подготовка
возможных форм представления
компьютерной
результатов. Обоснование процесса
презентации
проектирования. Объяснение
проекта»
полученных результатов. Оценка.
Письменный отчет.
3.3. Оценка учебного проекта (учебного
Практикум
●
●
●
●
●
исследования). Карта самооценки
индивидуального проекта (учебного
исследования).
Модуль 4. Коммуникативные навыки
4.1. Коммуникативная деятельность.
Интерактивная
●
●
Диалог. Монолог. Стратегии
лекция
группового взаимодействия.
Аргументация. Спор. Дискуссия.
4.2. Практическое занятие. Дискуссия.
Дискуссия (в
●
●
●
форме круглого
стола) по теме
«Риски

участники группы
работают с облачным
хранилищем данных по
проекту.

●

Участвуют в
школьной
конференции.

●

Создают презентации:
выделяют идеи из
текста; моделируют
слайды презентации.
Смотрят видеозаписи
защиты проектов и
анализируют
презентации.

●

●

Заполняют карту
самооценки проекта.

●

Создают памятку о
правилах проведения
дискуссии и
дебатов.
Создают групповой
портрет
информационного
общества.

●

26

1
практика

27,
2
28 теория +
практика

29 7
34 практика

информационного
общества»
4.3. Практическое занятие. Дебаты.
Дебаты по теме
«Зависит ли
качество
образования от
способа
получения
знаний?»
4.4. Публичное выступление: от
Мозговой штурм
подготовки до реализации. Этапы
«Как привлечь
подготовки выступления. Привлечение
внимание
внимания аудитории. Использование
аудитории»
наглядных средств.
4.5. Практическое занятие. Публичное
Защита проектов
выступление. Публичная защита
результатов проектной деятельности,
исследований. Рефлексия проектной
деятельности, исследований.

●

●

●

●

●

●

●

●

●

●

●

●

●

Формулируют новый,
более
удовлетворяющийвсе
стороны ответна
поставленный
вопрос.

●

Моделируют творческий
процесс по методике
«Пять шагов до
креативной цели» по
Томасу Вильгельму
Защищают
подготовленные проекты,
Используют технологии
представления проектов,
о которых узнали на
занятиях.

●


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».